Один из ведущих коллективов "альтернативного металла" на американской сцене 90-х, группа "Tool" была сформирована в Лос-Анджелесе в 1990 году. В ее состав вошли гитарист Адам Джонс, вокалист Мэйнард Джеймс Кинэн, басист Пол Д’Амур и ударник Дэнни Кэйри. Вдохновителями группы стали такие коллективы как "Metallica", "Jane's Addiction" и "King Crimson". Несмотря на то, что "Tool" сразу взяли курс на более простые и доходчивые композиционные структуры с лаконичными риффами, плотный, монолитный саунд и агрессивную, политизированную лирику, это не исключало присутствия артовых элементов в музыке и особого мистического налета в текстах. Последнее обуславливалось тем, что группе, при всем ее внимании к всевозможным язвам общества, был не чужд интерес и к различным областям "тайного знания": один из музыкантов состоял в масонской ложе, другой увлекался гипнозом и занимался йогой.
При всем этом "Tool" никогда не изменяло чувство юмора, пусть даже весьма специфического. Подобный синтез несовместимых, казалось бы, ингредиентов и определил уникальный стиль "Tool", который можно отнести к редкой категории "прогрессивный альтернативный металл".
Мощным дебютом "Tool" стал мини-альбом "Opiate" 1992 года, содержавший композицию "Hush", сразу обозначившую позиции группы, выступавшей против цензуры. На нее был снят видеоклип, в котором музыканты предстали абсолютно голыми и с заклеенными ртами. Первое европейское турне прошло в сопровождении друзей, "Rage Against The Machine", а американское – с "Rollins Band". Дебютный лонгплей вышел в 1993 году и носил название "Undertow". В записи песни "Bottom" в качестве гостевого вокалиста участвовал Генри Роллинс. Мрачные пророчества и депрессивные монологи соседствовали с изощренной политической сатирой, ударные риффовые композиции – с тяжелым амбиентом. Альбом стал платиновым, а группа гастролировала все интенсивней, в том числе, выступила на фестивале "Lollapalooza".
Следующий альбом, "Aenima", вышел в 1996 году и был записан под продюсерским руководством Дэвида Ботрилла, работавшего до этого с "King Crimson" и Питером Гэбриэлом. В самой команде тоже появился новый участник – басист Джастин Ченселлер (экс-"Peach"), сменивший Пола, который потерял интерес к творчеству группы.
Альбом получился более экспериментальным чем его предшественник; он отличался еще большей мрачностью, переходящей порой в давящую монотонность. В этой работе "Tool" сделали больший акцент на еще большее ужесточение, индустриализацию саунда, манипуляции с шумами и обертонами, многопластовые наслоения звука. Несмотря на радикализм, альбом вновь был принят на ура и коммерчески стал еще более успешным, чем "Undertow". В ноябре 1996-го пластинка возглавила чарты "Billboard". Затем в звукозаписывающей деятельности последовал значительный перерыв. Вокалист Мэйнард Джеймс Кинен совместно с гитаристом Билли Хаурделом, помогавшим записывать "Aenima", сформировал группу "A Perfect Circle" (которая стала исполнять более мелодичный альт-метал и добилась большого успеха своим дебютным альбомом "Mer de Noms"), не переставая гастролировать с "Tool". В декабре 2000 года, после появления слухов о ее распаде группа выпустила сборник "Salival".
В мае 2001 года вышла третья студийная работа – "Lateralus", ознаменовавшая возвращение к более традиционной стилистике. Альбом был великолепно принят заждавшимися фанами и сразу же взлетел на верхние позиции чартов "Billboard". Летом 2001 года "Tool" отправились в совместный тур со своими кумирами "King Crimson".