Дебют в младенческом возрасте
Наверное, актерская судьба Даши была предопределена с самого рождения. Она родилась в семье двух замечательных актеров Марины Левтовой и Юрия Мороза. Ей исполнилась всего лишь неделя, когда Динара Асанова пригласила Марину Левтову на роль кормящей мадонны в одну из телепередач. А спустя два месяца, благодаря все той же Динаре Асановой, состоялся дебют маленькой Даши в кино.
В то время Динара Асанова снимала мелодраму «Милый, дорогой, любимый, единственный…».
По сюжету требовался младенец – мальчик – которого, должна была выкрасть героиня Ольги Машной. Динара обратилась за помощью к Марине Левтовой. Наверное, любому другому режиссеру Марина отказала бы, но с Асановой ее связывала давняя дружба – еще с картины «Ключ без права передачи». Так Даша впервые попала на съемочную площадку.
Малютку оформили, как полноценного актера, на ее имя был даже выписан договор, где говорилось, что оклад Дарьи Мороз составляет 80 рублей в месяц. Даша не ударила в грязь лицом. В сценарии фильма в одном из эпизодов стояла ремарка - «младенец ехидно улыбнулся». «Ну-ну, посмотрим, как она у тебя улыбнется!» - заметил тогда Динаре Асановой актер Валерий Приемыхов. И что бы вы подумали! Когда трехмесячную Дашу распеленали перед камерой, она не только улыбнулась, но и показала язык…
Счастливое детство
Дарья признается, что у нее было счастливое полноценное детство: «Родители мне ни в чем не отказывали. Если я что-то хотела, все получала. У меня всегда была куча игрушек, конструкторов, книжек, фруктов и витаминов. Наверное, меня можно было назвать избалованной девочкой. Я никогда не была на попечении чужих людей. Если я не могла быть с отцом или матерью, то оставалась с папиными родителями, которые во мне души не чаяли. Дедушка Паша, видимо, недодав когда-то заботы своему сыну, оторвался на мне…»
Родители, стараясь наклонности Даши, отдавали ее в различные кружки и секции. Девочка некоторое время без успеха занималась художественной гимнастикой, пока тренер не заявил: «Это бесполезно, никаких способностей. Забирайте ребёнка». Зато с фигурным катанием у Даши было значительно лучше, - она даже заняла второе место на одном соревновании. Затем были: анимационная студия, студия живописи… Несколько лет Даша занималась в самодеятельном театре «А-Я».
Выбор профессии
В детские годы Даша Мороз снялась еще в нескольких картинах: комедии Сергея Никоненко «Семьянин», политическом детективе ее отца «Черный квадрат» (1992) и драме Сергея Урсуляка «Русский регтайм». Учителя на ее отлучки из школы подшучивали: «Когда “Оскара” поедешь получать?» Но сама Даша тогда еще не была твердо уверена в своем актерском будущем.
Родители в этом вопросе поступили мудро. Они не стали ни агитировать, ни отговаривать - просто рассказали несколько правдивых историй об этой тяжелой профессии. Даша, поразмыслив, решила: «Пойду-ка лучше в МГИМО». Но очень скоро девушка поняла, что это - не ее. «Не представляю, как можно каждый день сидеть за столом и перебирать бумаги!» - признается она.
К этому времени Даша снялась в картине Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста», в телефильме Петра Гладилина «Афинские вечера» и, наконец, была приглашена на свою первую большую роль в комедию Георгия Данелии «Фортуна».
Именно эту картину Дарья считает своим настоящим дебютом в кино.
Именно на съемках этой картины она твердо решила, что станет актрисой.
Именно после этой картины закончилось ее безоблачное детство…
Трагедия
В «Фортуне» Даша сыграла главную женскую роль - наивную молодую жену наивного молодого мужа (в исполнении Алексея Кравченко). Работа девушки была отмечена Специальным упоминанием жюри фестиваля «Кинотавр-2000».
26 мая 2000 года в Доме кино состоялась премьера картины. Естественно, в центре внимания зала были родители Даши. Они принимали поздравления, цветы...
На следующий день 27 февраля Даша вместе с родителями и актерской четой Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой, поехали за город, к своим знакомым отмечать успех. Под вечер хозяин предложил покататься на снегоходе. Было уже темно, но Даша загорелась желанием испробовать новомодное развлечение.
Марина Левтова, словно предчувствуя беду, сначала не хотела ехать, но затем согласилась, лишь из-за того, чтобы не отпускать дочку без присмотра. Первоначально Даша устроилась за спиной матери, но в последний момент Марина пересадила её вперед, на более безопасное место. Вслед за ними, на втором снегоходе, поехали Певцов с Дроздовой.
Свежевыпавший снег надежно скрывал неровности дороги, темнота усугубляла положение. В какой-то момент водитель первого снегохода не увидел глубокого оврага. Снегоход на большой скорости «нырнул» вниз. Даша и водитель отделались переломами, а Марина ударилась головой о дерево.
Дмитрий Певцов, ехавший следом, чудом успел затормозить. Он-то и вызвал скорую помощь. Марину Левтову с черепно-мозговой травмой отвезли в Одинцовскую больницу, но помочь ей уже ничем не смогли.
Несколько дней, убитый горем Юрий Мороз был не в силах сообщить дочери о смерти матери. Даша всё время спрашивала: «Где мама?», а он врал, что мама находится в другой больнице. Но долго скрывать горе он не смог. В день похорон Юрий все рассказал дочери…
Взрослые роли в кино
Юрий Мороз говорит, что все, что заложено в дочери, заложено ее мамой, - Марина сформировала Дарью как личность. Но не стоит преуменьшать заслуги и самого Юрия. Он в трудную минуту помог не сломаться дочери. Он же помог ей в становлении, как актрисы.
В период с 2001 по 2003 год Дарья Мороз сыграла: в телесериале «Саломея» Леонида Пчелкина и Дмитрия Брусникина, картине Юрия Павлова «Дикарка» (по пьесе А.Н.Островского), детективном телесериале «Женская логика» Эльдора Уразбаева, телесериалах «Кобра» и «Театральный блюз» А. Сабба, «Каменская-2» и «Женщины в игре без правил» своего отца Юрия Мороза.
В этих фильмах Дарье довелось сниматься вместе с такими мастерами, как: Евгения Симонова, Николай Караченцов, Евгений Сидихин, Сергей Шакуров, Ирина Розанова… За роль Вари в драме «Дикарка» Дарья была отмечена призом Веры Холодной в номинации «Я помню чудное мгновенье».
Как можно было заметить, Даша не раз снималась у своего отца. На вопрос – как с ним работалось? - она говорит: «Я папе абсолютно доверяю, мне с ним работать комфортно. Он большой профессионал, умеет создать атмосферу на площадке, с ним легко, и это знаю не только я, но и все артисты, что у него снимались».
Что же касается протежирования, то своим талантом и профессионализмом Даша убедила даже самых отъявленных скептиков, что она уже давно не папенькина дочка. Теперь можно с уверенностью говорить о том, что замечательная актриса Дарья Мороз снимается у хорошего режиссера Юрия Мороза.
Учеба и театр
В 2003 году Дарья окончила Школу-студию МХАТ, где занималась на курсе Дмитрия Брусникина и Романа Козака. В период учебы она играла в Театре-студии Табакова (Коппелия - «Песочный человек») и во МХАТе (Пирогова – «Ю», Калина – «Вечность и ещё один день»). За ее сценические работы Дарья Мороз была удостоена премией «Московские дебюты» - как студентке, играющей на большой сцене.
По окончании Школы-студии Дарья Мороз была принята в труппу МХАТа им. А.П.Чехова.
Одновременно она отправилась учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, на отделение продюсирования.
Она признается: «Может быть, пойду по папиным стопам, хотя актерскую профессию очень люблю и вне ее себя не мыслю. С другой стороны, я понимаю, что существует беспощадная актерская зависимость от режиссера, продюсера, воли случая, от того, как ты на данный момент выглядишь, беременна ты сейчас или нет, и т.д. Положение актера очень шаткое. Поэтому я думаю, что надо параллельно еще чем-то заниматься, чтобы развиваться, учиться новому, обрести свободу, личную и финансовую независимость».