Родилась 16.4.1955 в Нью-Йорке.
«Фатальная женщина» в современном американском кино... Едва ли можно найти более яркую носительницу этого имиджа, чем молодая актриса Эллен Баркин. С точеной фигуркой, гладким фарфоровым личиком, обрамленным длинными белокурыми волосами, она бы вполне сошла за хорошенькую куколку. Если бы не глаза — узкие, проницательные, видящие людей насквозь.
Женщину с такими глазами нельзя обмануть. Может быть, потому так часто на ее губах появляется кривая усмешка, делающая лицо некрасивым, а порой и отталкивающим. Эллен Баркин — опасная женщина, на этом ощущении построены многие фильмы, в которых она снималась.
В «Красавчике Джонни» (1989), где главную роль исполняет любимец публики Микки Рурк, Баркин играет гангстершу Санни. Наглая, жестокая, беспощадная, она знает, как одуряюще действует на мужчин ее дикая красота, и беззастенчиво пользуется этим. Привыкшая предавать всех и вся, она в финале открывает перестрелку, в которой погибают все герои, в том числе и она сама. Отблеск опасности лежит почти на всех героинях актрисы. Но, изображая преступниц, Баркин никогда не преступает определенную грань и потому никогда не выглядит на экране вульгарной. Ей помогает в этом талант и хорошее актерское образование.
Эллен Баркин начала изучать актерское мастерство 15-летним подростком в «Хантер колледже», потом перешла в Высшую школу исполнительских искусств (Нью-Йорк). По совету преподавателей, высоко ценивших ее экспрессивную исполнительскую манеру, поступила в знаменитую «Актерскую студию», основанную Ли Страсбергом. Готовилась стать театральной актрисой, но театр разочаровал ее. «Перед камерой невозможно солгать, а на сцене можно спокойно фальшивить, и никто этого не заметит. Сам процесс фильма приносит мне куда больше удовлетворения, чем сцена», — признается актриса. Снявшись в 1982 году в эпизоде картины «Столовая», Баркин была покорена деловой атмосферой, царящей на съемочной площадке. С тех пор она использовала любую возможность сняться в кино, не стыдясь выступать в самых маленьких ролях. И вот, наконец, в 1985 году режиссер Джим МакБрайд решил поставить фильм «Большой кайф», рассчитанный исключительно на индивидуальность двух молодых актеров — Эллен Баркин и Дениса Квейда.
Эллен Баркин играет строгую, застегнутую на все пуговицы помощницу прокурора, посланную в Новый Орлеан, чтобы распутать неблаговидные делишки местных полицейских. Внезапно вспыхнувшая страсть к одному из них — Реми — превращает Энн Осборн в весьма заинтересованного участника событий. Их любовные сцены, исполненные целомудрия и страсти, были признаны едва ли не лучшими в кино 80-х годов. Феминистки горячо приветствовали фильм, потому что героиня по всем статьям превосходила героя.
«Большой кайф», показавший Эллен Баркин как актрису, наделенную ярким эротизмом и виртуозной актерской техникой, вывел ее в ведущие мастера 80-х годов. Предложения сыпались со всех сторон. Особенно интенсивно работала она в 1986-87 гг., исполняя роли активных, опасных, сексапильных женщин («Цветок пустыни», 1986; «Вне закона», 1986; «Сделано в раю», 1987; «Сиеста», 1987). Самой большой популярностью пользовался фильм «Море любви» (1989), в котором Баркин выступила вместе с Аль Пачино, исполнившим роль полицейского. Ее героиня — скромная продавщица в обувном магазине, вечерами превращается в воинствующую феминистку-охотницу. Ярко-красный костюм, распущенные волосы, алый, кривящийся в усмешке рот помогают ей завлекать мужчин, чтобы потом вдоволь поиздеваться над ними. «Я живу ради любви», — с вызовом заявляет она. Однако убийцей оказывается ее бывший муж, мстящий всем любовникам жены.
Агрессивность и динамизм выделяют Эллен Баркин среди актрис ее поколения. Пожалуй, ей одной был по силам тот лихорадочный темп, который предложила своим актерам режиссер Мэри Лэмберт в эротическом триллере «Сиеста». Циркачка Клер, исполнительница опасных трюков, отправляется на поиски своего любовника в Испанию. Пережив там череду самых невероятных событий, она находит смерть от руки его ревнивой жены. Исполнительская манера Баркин балансирует здесь на грани бреда и реальности.
Героини этой актрисы всегда опасны для окружающих. Это и побудило режиссера Блейка Эдвардса поручить актрисе роль мужчины, превращенного в женщину за его свинское отношение к любовницам. Однако картину «Подмена» (1991) нельзя отнести к лучшим работам Баркин. Судя по всему, комедия — не самая сильная сторона этой актрисы, чья игра отличается мрачноватой экспрессией.
Замужем за актером Габриэлем Бирном.