Конечно, нельзя подходить к этому объединению отдельных стран в централизованное государство с сегодняшней меркой, поскольку в подчиненных государствах сохранялись устоявшиеся частноправовые нормы — уподобление коснулось, по сути, лишь административного права и организационной структуры власти. Лишенные своего особенного положения провинции перешли в административное подчинение интендантов, которые служили связующим звеном между Советом Кастилии (высшим органом власти) и местными носителями власти. Следуя французскому образцу, интенданты, введение которых считается важнейшим новшеством Бурбонов, подчинялись непосредственно государственным секретарям и через них королю.
Знать постепенно стала терять господствующее положение в пользу выдвигающейся по критерию эффективности бюрократии. Высшие эшелоны государственной власти претерпели существенные изменения, нацеленные на усиление положения государственных секретарей или министров, которые, в свою очередь, стали исполнителями королевской воли. Авторитет Монархии по отношению к церкви удалось значительно поднять тем, что корона настояла на правах (в том числе и экономических), ограничивавших духовенство. Это привело к длительной напряженности в отношениях, преодолеть которую удалось лишь в конкордате 1753 года.
В области хозяйственной политики после войны за наследство удалось стабилизировать стоимость денег и достичь прогресса в создании единого экономического пространства. Поощрялись торговля и ремесла, создавались торговые компании. И все же, несмотря на влияние прагматически-утилитаристских просветительских идей, коренного реформирования экономики достичь не удалось. Напротив, огромную важность и большие последствия для будущего имели академии, основанные под покровительством Филиппа, — Королевская академия (1714), Медицинская академия (1734), Историческая академия (1736) и Академия изобразительных искусств (1744).
Статья получена: www.world-history.ru