БЕРЛАГЕ Хендрик Петрус, великий голландский архитектор, крупный мастер югендстиля, основоположник современной голландской архитектуры, один из основоположников рационалистического направления в европейской культуре рубежа XIX-XX веков.
"Искусство архитектора заключается в организации пространства, а не в прорисовке фасада".
Родился в Амстердаме. Учился в Политехническом институте в Цюрихе (1875-78). В 1880 совершил поездку по Италии, Австрии, Германии.
Практической деятельностью начал заниматься с 1889 в Амстердаме. Большая часть работ реализована в Голландии, несколько построек - в Англии, Германии, Дании. Строил преимущественно конторские здания смешанного стиля - наполовину романского, наполовину - ренессансного. Ранние работы Берлаге выполнены в стиле голландского Ренессанса. В этом ему помогли исследования средневековых сооружений. Вместе с тем зодчий был крайне осторожен в применении новых форм.
Здание, сделавшее его знаменитым и определившее переход от историзма XIX века к новой архитектуре, - Амстердамская фондовая биржа, созданная архитектором в 1. Ренессансно-римские формы XVI века, примененные зодчим, интерпретированы столь свободно, что приобретают новое качество. Декларируемая Берлаге и примененная им в здании Биржи "красота обнаженной стены" вскоре повсеместно стала определяющей для новой архитектуры. Строительство Биржи стало следствием победы в конкурсе, состоявшемся в 1897. Победивший проект был основательно переделан самим автором, что свидетельствовало о его стремлении максимально "очистить" работу, выявить рационалистический характер постройки. В здании Биржи Берлаге с удивительной тонкостью и мастерством использовал сочетание кирпича и светлого естественного камня. В соответствии с идеей правдивости в архитектуре были решены и интерьеры Биржи. Конструкция стальных перекрытий кровли была оставлена открытой, что придало центральному залу Биржи своеобразный и запоминающийся облик.
Выдающаяся роль принадлежит Берлаге и в раз-витии градостроительства. В числе первых в Голландии он обратился к проблеме благоустройства городов. Им было создано несколько планировочных работ, оказавших значительное влияние на развитие градостроительства.
Градостроительная деятельность Берлаге началась с проектов реконструкции трущобных районов Амстердама. При этом ставилась задача спроектировать и развить экономичное жилье для рабочих. Среди градостроительных работ Берлаге известны: "Амстердам-Зюд" - проект первой очереди реконструкции относится к 1902, второй очереди - к 1, проекты перепланировки Гааги (1908), Утрехта (1922-28). Эти работы отличались новым подходом к проблемам планировки города. В отличие от принятой системы раздробленных групп частных домов Берлаге предложил единые массивы муниципальных сооружений, что для того времени было значительным шагом вперед.
В 1911 посетил Америку и стал активным пропагандистом творчества Ф. Райта. Благодаря ему в Европе узнали работы Райта и других американских архитекторов. Профессор политехнического института (с 1924).
Несмотря на то что Берлаге оказал большое влияние на становление рационалистической архитектуры, он не примкнул ни к одному из новых архитектурных направлений. В 1928 был участником I конгресса CIAM в Ла Сарра, но счел себя слишком связанным с более традиционной концепцией в архитектуре, чтобы вступить в CIAM.
Последней работой Берлаге был муниципальный музей в Гааге (1919-34).
Многие здания в Нидерландах фактически были созданы под воздействием работ Берлаге. Воспетая им красота гладких поверхностей значительно повлияла на Современное движение в Голландии (группа "Де Стиль"), а его экспрессивная интерпретация исторических форм способствовала развитию голландского экспрессионизма Амстердамской школы.
Выступал против эклектики, столь характерной для второй половины XIX века, призывал своих современников к "правдивому" отношению к материалам и конструкциям в архитектуре. Сформулировал простоты и материально-конструктивной логики - "правды" в "искусстве конструировать" (архитектуре). Вслед за У. Моррисом стремился к совершенству в обработке материалов. Вновь открыл значение и красоту кирпичной кладки. Штукатурку, как и любой другой вид отделки стен, считал фальсификацией и избегал такой практики даже в жилых помещениях частных домов.
Его глубоко оригинальный стиль представляет собой шаг от неоклассицизма к голландскому экспрессионизму.