Федор Шаляпин - русский певец (бас). С 10 лет был учеником сапожника, затем токаря, работал писцом, грузчиком. С музыкальной грамотой познакомился, участвуя в церковных хорах. В 1890 поступил хористом в труппу С. Я.
Семенова-Самарского (Уфа), где исполнил партии ("Галька" Монюшко), Фернандо ("Трубадур"), Неизвестного ("Аскольдова могила" Верстовского). В 1891-92 Шаляпин разъезжал по городам России с украинской опереточной труппой Г.О. Любимова-Деркача (пел в хоре, исполнял роль Петра в "Наталке-Полтавке"), участвовал как хорист в спектаклях французской оперетты, выступавшей в Баку. В спектаклях труппы Ключарева (Батум, Кутаис) спел партии: Оровезо ("Норма"), Кардинал ("Дочь кардинала"Галеви), Валентин ("Фауст"). В 1892-93 занимался пением с Д.А., Усатоевым в Тифлисе. Здесь же начал выступать как профессиональный оперный певец (сезон 1893/94, антреприза В.Л. Форкатти, дирижер И.А. Труффи), исполнил 14 партий, в том числе.: Мефистофель ("Фауст"), Мельник ("Русалка"), Дон Базилио. В летний сезон 1894 выступал в антрепризе М.В. Лентовского (Петербург, театр в саду "Аркадия"), осенью вступил в труппу Петербургского оперного товарищества (в Панаевском театре). В 1894 был принят в труппу Мариинского театра, где спел 9 партий (в т.ч. Галицкого в "Князе Игоре").
Однако дирекция императорских театров не обратила вынимания на талант Шаляпина. В 1896 он принял приглашение С.И. Мамонтова выступать в гастрольнх спектаклях Московской частной русской оперы на Нижегородской ярмарке, а с осени вступил в состав этой труппы. Здесь по-настоящему раскрылось исключительное, дарование Шаляпина. За три года работы (1896-99) он создал множество партий: Сусанин; Борис и Варлаам ("Борис Годунов"), Досифей ("Хованщина"), Грозный, Сальери, Варяжский гость ("Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Садко" Римского-Корсакова), Олоферн ("Юдифь" Серова), Нилаканта ("Лакме") и др. Работая в театре Мамонтова, Шаляпин восполнил пробелы своего общего и музыкального образования, общаясь с группой выдающихся русских художников (В.М. Васнецов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов и др.), историком В.О. Ключевским, артистами Малого театра - О.О. и М.П. Садовскими, Г.Н. Федотовой.
Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с Рахманиновым (в сезон 1897/98 - дирижер Московской частной русской оперы). После огромного успеха Шаляпина во время петербургских гастролей Московской частной русской оперы (1898) В.В. Стасов стал пропагандировать его искусство, познакомил певца с И.Е. Репиным, М.М. Антокольским, Н.А. Римским-Корсаковым, А.К. Глазуновым, А.К. Лядовым.
В 1899 Шаляпин перешел в Большой театр, одновременно выступал на сцене Мариинского театра и гастролировал в ровинциальных городах. После триумфальных гастролей в Италии (1901, театр "Ла Скала") начались зарубежные выступления Шаляпина. Он был участником спектаклей "Русские сезоны за границей" С.П. Дягилева (1907-1909 и 1913, Париж), выступив как пропагандист оперного творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. В 1899-1914 Шаляпин создал ряд новых вокально-сценических образов: Алеко (о. п. Рахманинова), Фарлаф "Руслан и Людмила"), Кончак ("Князь Игорь"), Мефистофель (о. п. Бойто), Еремка ("Вражья сила" Серова), Демон; Филипп II ("Дон Карлос" Верди), Лепорелло ("Дон Жуан"), Дон Кихот (о. п. Массне) и др. В эти годы Шаляпин достиг высокого мастерства.
Огромное значение в формировании идейно-художественных принципов Шаляпина имела его дружба с М.Горьким. С 1914 Шаляпин стал выступать в частных,оперных антрепризах С.И. Зимина (Москва), А.Р. Аксарина (Петербург).
После победы Октябрьской революции Шаляпин был привлечен к активному участию в строительстве новой театральной музыкальной культуры. В 1918 он вернулся в Мариинский театр, где ему было поручено художественное руководство. Шаляпин восстановил в репертуаре много цветных русских и западно-европейских классических опер. В 1919 Шаляпин был избран в Директорию Мариинского театра.
В 1922 Шаляпин уехал на гастроли за рубеж и не вернулся. На чужбине Шаляпин не ведал новых сценических образов, но до конца жизни сохранил верность традициям отечественного искусства. Один из корифеев русского реалистического искусства Шаляпин в равной мере велик как певец и как драматический актер, глубоко национальный художник, он поднял русскую музыкальную драму на небывалую высоту. Его деятельность явилась крупнейшим этапом в развитии мирового оперно-исполнительского искусства.
... На оперной сцене Шаляпин превосходил громадным дарованием всех своих оперных предшественников. Голос Шаляпина, уникален по гибкости, тембровому богатству и красоте ртания (сочетание задушевной нежности с глубиной мощью) позволял певцу свободно передавать - от проникновенной нежности до трагедий пафоса и разящего сарказма. Высокое мастерство в области фразировки, нюансировки, дикции, тембрая окраска звука помогали Шаляпину насыщать каждую фразу партии образным смыслом, обогащать ее убогим психологическим подтекстом...