Он говорит о себе: «Я являюсь лишь посредником между Землей и людьми. Смысл моих фотографий самый простой — Земля прекрасна, и я люблю ее так же, как и вы». Уже много лет французский фотограф Янн Артюс-Бертран снимает нашу планету с высоты птичьего полета.
Любовь к высоте у него появилась не сразу — вначале родившийся в 1946 году Янн окончил школу искусств в Париже и стал актером. Ему сулили большое будущее, но в 21 год он бросил кино и уехал в горы Оверни, где стал сторожем в заповеднике.
«Внезапно я понял, — рассказывал он потом, — что вся красота мира заключена в природе, и человек должен увидеть эту красоту, а не изобретать взамен свою». Потом он вместе с женой-биологом уехал в Кению изучать жизнь львов. Наблюдения требовалось подтверждать съемками, и Янн стал фотографом. В заповеднике Масаи-Мара он впервые поднялся в небо на вертолете и обнаружил, что земля сверху видна совсем по-другому. С тех пор он и «заболел» воздушными съемками. Уже в его первой книге «Львы», вышедшей в 1981 году, часть фотографий сделана с воздуха. Вернувшись на родину, он работал фотожурналистом, печатаясь в известных международных изданиях. Снимал ралли Париж—Дакар, песчаные бури в Сахаре, горилл в джунглях Руанды и получил немало престижных наград. Но подлинной страстью Янна оставались «портреты» Земли с воздуха. В 1991 году он создал свое фотоагентство Altitude и под эгидой ЮНЕСКО занялся съемками в разных частях света. Иногда он использовал воздушный шар, но чаще вертолет, способный зависать на одном месте, пока камера ловила нужное освещение. Снимки делались с высоты от 30 до 300 м над землей. Разными были и сюжеты — в отличие от авторов рекламных плакатов Янн снимал не только красоты. На его фото можно увидеть и разрушенный землетрясением турецкий город Измит, и лагерь косовских беженцев в Албании. Отражены там и печальные следы бездумных действий человека — вырубленные леса, высохшие реки, гигантские свалки мегаполисов. «Меня интересует все, — говорит он. — Я хочу показывать предметы и явления такими, какие они есть».
За несколько лет Артюс-Бертран объехал около 80 стран и сделал больше ста тысяч фото. 214 лучших составили книгу «Земля, увиденная с неба», вышедшую в 1995 году. С тех пор она переиздана в 16 странах, включая Россию, общим тиражом 800 тысяч экземпляров. Кроме того, 70 миллионов человек посетили выставки, которые фотограф устраивает по всему миру. В 2002 году он посетил Самару, совсем недавно — Душанбе.
Артюс-Бертран делает новые снимки везде, где бывает. Проект следует за проектом: героями очередного альбома Янна «Шесть миллиардов» должны стать люди — их не видно с неба, но они так же достойны воплощения, как часть природы. Работа над этим проектом идет уже не один год — фотограф хочет представить жителей разных регионов мира, для чего, соответственно, нужно посетить все регионы. Не менее скрупулезно он готовит альбом, посвященный своим любимым животным — лошадям. В его сельском доме, в парижском пригороде Рамбуйе, живут две лошади, портреты которых наверняка найдут место в будущем альбоме.
Семья Янна состоит из жены Анны и трех сыновей, двое из которых пошли по стопам отца: Гийом стал фотографом, а Батист—биологом. Несмотря на свои 59 лет, Янн не собирается останавливаться: его голубая мечта — увидеть с воздуха все страны мира. А это непросто. Такие государства, как Саудовская Аравия и Китай, запретили ему воздушную съемку своей территории. Должно быть, им есть, что скрывать. А фотограф считает, что все люди имеют право посмотреть сверху на места, где они живут, и увидеть, как они прекрасны, может быть, тогда они научатся бережно ценить эту хрупкую красоту. За деятельность по защите окружающей среды Артюс-Бертран заслужил высшую награду Франции — орден Почетного легиона. Но самой большой наградой он считает длинные очереди желающих попасть на его выставки. Еще одна его мечта — открыть свою галерею фотографий в Люксембургском саду. «Заходя туда время от времени, люди будут видеть красоту, которая даст им новые силы жить», — уверяет Янн. Возможно, так и случится. А пока читатели «Вокруг света» могут, не уезжая в Париж, взглянуть на работы замечательного мастера — не просто фотографа, а настоящего художника, творящего свои шедевры вместе с природой.