Еще в детстве Жерар увлекся театром – в 12 лет он участвовал в театральной постановке в одном из крупных театров Глазго. Он поступил на учебу в шотландский молодежный театр, однако, несмотря на то, что там он считался одним из самых талантливых студентов, Батлер решил, что актерская карьера слишком нереальна и поступил в Университет Глазго на факультет юриспруденции.
Закончив учебу, Батлер отправился в Лос-Анджелес.
Не сумев получить там ни одной интересной роли, он вернулся в Шотландию, где на протяжении двух лет проходил практику одной из крупнейших юридических фирм. Работа юристом вскоре доканала Батлера – однажды он посетил театральную постановку «На Игле» и понял, что выбрал не ту профессию. Подобные настроения, видимо, не остались незамеченными его работодателями и Батлера уволили всего за неделю до конца его юридической стажировки. Теперь Батлера уже ничего не удерживало и он отправился в Лондон, где начал искать возможность попасть обратно в мир театра. Вскоре удача улыбнулась ему – сначала он получил роль в спектакле «Coriolanus», а уже через некоторое время играл ведущую роль в постановке «На Игле» Trainspotting, которой он до этого восхищался из зрительного зала.
В 1997 году состоялся первый крупный кинодебют Батлера – он сыграл в ленте «Mrs. Brown» c Джуди Денч и Билли Коннолли. Примерно в то же время он сыграл небольшую отрицательную роль в Бондовском «Завтра Не Умрет Никогда», не приостанавливая при этом своей театральной карьеры. В 2000 году на экраны вышло несколько лент с участием Батлера – гангстерский фильм «Стрелки» Shooters, военная драма «Harrison's Flowers», а также «Дракула» Уэса Крейвена, где актеру досталась главная роль. Следующий год прошел для Батлера не очень успешно, в основном он работал над телепроектами и только в 2002 году получил роль в картине «Власть Огня», где сыграл сподвижника Кристиана Бейла в нелегком деле истребления драконов.
В 2003 году актер составил компанию Анджелине Джоли в сиквеле «Лары Крофт», что несомненно поспособствовало его дальнейшей узнаваемости у широких зрительских масс. В том же году выходит еще одна лента с участием Батлера – «В Ловушке Времени» Timeline, экранизация романа-бестселлера Майкла Кричтона, получившая довольно прохладные отзывы критиков и довольно слабо показавшая себя в прокате.
Жерар Батлер проходил кастинг для экранизации «Призрака Оперы» в числе сотни других актеров, однако именно его жесткий, немного рок-н-рольный голос пришелся по душе автору мюзикла Эндрю-Ллойд Вебберу, который взял его на главную роль даже несмотря на относительную неизвестность актера. Съемки дались Батлеру нелегко – ему приходилось тратить по 4-6 часов ежедневно, пока на него накладывали грим, петь в котором было гораздо сложнее обычного. Но конечный продукт, несомненно, оправдал все вложенные в него силы и по праву может считаться одной из лучших экранных мюзиклов последнего времени.