«Фонтан» (более правильный и более точно отражающий суть перевод названия – «Источник») - кино о возможности вечного существования человека. Главная идея фильма заключается в том, что от вечности нас отделяет совсем немного – всего лишь осознание собственного единства с окружающим миром. Наш удел - не исключительность и не некая особая миссия, а напротив, единение с Вселенной, частью которой мы являемся. И только осознание этого, а не тщетное бодание науки о матовое стекло мироздания (мирового устройства)открывает нам врата к бесконечному существованию. Потому что когда мы поймем, что форма нашего воплощения условна, мы наконец-то перейдем грань между жизнью и смертью.
В этой идее нет ничего нового. Это подтвердит любой последователь восточной религии и философии. Буддисты радуются, когда человек умирает – ведь его дух получает возможность освободиться от телесной темницы и воспарить наверх, к Свету, что является синонимом вечной жизни. Откровением это может быть лишь для носителей социальной культуры, стремящейся к физическому, телесному бессмертию. Но ведь тело - всего лишь оболочка, подверженная болезням, старению, распаду... Сколько ни сиди в лабораториях, сколько ни ищи «средство Макропулоса» (средство для сохранения вечной молодости) – конец для тела один. Для тела, но не для того, что делает человека Человеком. А чтобы вспомнить об этом, нужно просто позволить проснуться своему духу.
При всем при этом «Фонтан» - не нудная философская притча, а живое кино о любящих, страдающих и ищущих людях и – особая благодарность режиссеру - красиво иллюстрированная инструкция о преодолении страха смерти.
Ученый-онколог Томми ищет средство от страшной болезни. А его умирающая от опухоли жена Иззи в это время пишет роман о поисках источника вечной жизни. В ней конкистадор Томас ради спасения испанской королевы Изабель ищет таинственное и тщательно скрываемое дерево майя, а через тысячу лет исследователь Том летит сквозь пространство и время, чтобы найти загадочную туманность Ксибалбу и вернуть любовь, которую утратил за время своей долгой жизни.
Чувствуя приближение конца, Иззи отдает мужу книгу, прося его написать последнюю главу... «Вместе мы будем жить вечно», - говорит она, но Томми придется проделать немалый путь, чтобы осознать простую истину – умирая, Иззи навсегда остается с ним.
В тот момент, когда мы поймем, что Человек – это Дух и Любовь, которые бессмертны, наша жизнь станет вечной. Неважно, как мы выглядим в какой-либо момент своего существования – женщиной или деревом, испанским конкистадором, американским ученым или астронавтом, путешествующим в глубинах вселенной, человеком или животным, а может быть, даже просто цветами и листьями. Главное, что мы существуем и любим. И круг замкнется. И больше не будет страшно, потому что страх, как и смерть, не властны над человеком, если он не даст им этой власти.
Режиссер Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Пи») - безусловно, эстет: и подбор актеров, и саундтрек, и операторская работа, и цветовая гамма фильма, и каждая его мельчайшая мелочь, каждый микроскопический нюанс это подтверждают. Картинка фильма безупречна. Каждый его кадр можно распечатывать и вешать на стену или вставлять в журнальный разворот, а завершающее фильм медитативное путешествие героя - то ли в веках, то ли в собственном сознании - само по себе является настоящим произведением искусства.
Не зря режиссер вынашивал идею фильма с 1999 года – картине пришлось «пережить» и урезание бюджета вдвое, и уход исполнителей главных ролей (изначально на роль супругов Крео в «Фонтане» были утверждены Бред Питт и Кейт Бланшетт, недавно снявшиеся вместе в «Вавилоне»). В итоге это пошло фильму только на пользу – нехватка средств на модные дорогостоящие спецэффекты придают фантастической сюжетной линии фильма мягкую психоделичность 80-х, а магнетический дуэт Хью Джекмана («Люди Икс», «Ван Хельсинг», «Сенсация», «Престиж») и Рэйчел Вейс («Преданный садовник», «Ускользающая красота», «Мумия», «Константин») не только приятен взору, но и радует слаженной игрой.
Вообще, совершенно непонятно, как «большой» кинематограф раньше обходился без Хью Джекмана. Без его нежного и слегка отстраненного умного взгляда, без красивейшей пластики его совершенного тела, без патрицианской горбинки его носа, без тончайшей игры его мимических морщин. Его тренированный торс позволяет изображать героя комикса, мечущего взглядом молнии, его магнетический взгляд - прикидываться аристократом-фокусником, морочащим головы почтенной публике, «печать интеллекта» на его лице с легкостью вписывает его в изящный сюжет, принадлежащий руке неподражаемого Вуди Аллена, а его бритый череп совершенной формы навевает четкие буддистские ассоциации. В «Фонтане» австралиец Джекман наконец-то получил возможность блеснуть всеми гранями своего таланта и всеми воплощениями внешней красоты. Провалившийся в прокате и обруганный критиками «Фонтан», тем не менее, можно считать первым бенефисом мощного и талантливого актера.
В одной из ролей второго плана – оскароносная Эллен Берстин, получившая одну из номинаций за снятый Аронофски в 2000 году «Реквием по мечте». А музыка к фильму написана Клинтом Менселлом, ранее создавшим потрясающий саундтрек к тому же «Реквиему».
Автор: Регина Новокщенная
Статья о кино и кинофильмах получена: www.myJane.ru