Из Алексея Балабанова получился бы неплохой лидер какой-нибудь новой секты. Его фильмы настолько медитативны, что с самых первых минут просмотра зрители погружаются в такую глубокую «балабановщину», вынырнуть из которой удается лишь спустя некоторое время после окончания сеанса. Приемы «зомбирования» у Балабанова не изменяются на протяжении многих фильмов. Будь-то многократно повторяющийся саундтрек от «Наутилуса» в первом «Брате» или мантра «Всех люблю на свете я» в «Брате-2». В этом плане картина «Мне не больно» могла бы стать программным и основополагающим произведением в секте им.
А.О. Балабанова. Во-первых, само название сошло бы за базовый принцип новой религии, во-вторых, Рената Литвинова, которую давно принято называть не иначе как Богиней, со своими неземными манерами вполне бы подошла на роль главного персонажа балабановской мифологии.
Трое друзей – бывший военный Олег, застенчивый дизайнер Миша и косноязычная, но талантливая архитекторша Алина – оказывают услуги по ремонту и дизайну квартир. Ни большого опыта, ни больших денег они еще не заработали, а потому всем троим приходится ютиться в одной питерской квартирке. Их первый клиент – богатая и странноватая девушка Натэлла, которая предпочитает, чтобы ее называли Тата. В ходе ознакомления дизайнеров с будущим местом ремонта, Тата западает на Мишу. Когда парень приходит к ней в следующий раз (для того чтобы взять аванс), она признается ему в своих чувствах. Миша отвечает ей взаимностью, и очень скоро бизнес ребят налаживается – вхожая в светские круги Тата всюду рекомендует новоиспеченную бригаду дизайнеров. Однако очень скоро Миша узнает, что у девушки есть богатый покровитель с большими связями и возможностями, который уже успел заподозрить Тату в неверности.
За какой бы жанр ни брался Балабанов – будь то патриотический боевик вроде «Брата-2», брутальный пост-тарантиновский кино-комикс «Жмурки» или мелодрама «Мне не больно» - он всегда остается верен своему стилю. Поэтому возгласы удивления и всеобщая паника по поводу того, что режиссер вдруг ни с того ни с сего ударился в сопливую романтику, выглядят явным сгущением красок. Да, конечно, никого здесь не убивают и даже не пытаются, однако гнетущая атмосфера тоски вкупе с мрачноватой музыкой Вадима Самойлова из «Агаты Кристи» то и дело наводят на мысль, что не ровен час, как какой-нибудь из героев возьмет в руки автомат и «порешит» всех и каждого.
Не меняется и Рената Литвинова, исполнительница роли Таты. Все те же вкрадчивые интонации, манерные жесты и состояние отрешенности. Даже Балабанов не смог внести в ее образ ничего нового, а потому поклонники ее творчества будут воздыхать и проникаться каждым словом, произнесенным из уст актрисы, а тех, кого она раздражает (таких, в общем-то, немало), лишний раз передернет от ее неестественной манеры поведения – как в жизни, так и на экране. Впрочем, даже невооруженным взглядом видно, что эта роль писалась прямо под нее, а потому особого диссонанса между текстом и исполнением роли Таты не наблюдается. Да она такая странная, странная. Немножко отрешенная, слегка наивная, но хранящая за своей маской множество секретов, в том числе и неизлечимую болезнь.
Вернемся к тому, с чего начали – сектантским задаткам режиссера Балабанова. В этом здесь дефицита не наблюдается. Более того, медитативность повествования достигает в картине «Мне не больно» своего апофеоза. Во-первых, речь идет о нафталиновом ретро-хите «Мами-блю», фрагменты которого звучат в картине каждые 5-10 минут. Во-вторых, это всевозможные вариации фразы «Вам не больно?», «Тебе не больно?», «Да нет, мне не больно» и так далее, произносящиеся в картине с настораживающей регулярностью. В-третьих, отрешенная игра Литвиновой, о которой уже упоминалось. И, наконец, венцом всего вышеописанного спиритического сеанса по методу Балабанова является фраза-откровение, за рекордный срок ставшая едва ли не самым популярным афоризмом нашего времени: «Главное в этой жизни – найти своих и успокоиться…». Последние слова могли бы стать неплохим слоганом для раскрутки предполагаемой секты, но мы все-таки будем надеяться, что режиссер не будет впадать в подобную ересь и продолжит радовать нас своими работами. Благо, в них есть, на что посмотреть.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия