Романы Филипа Дика (Philip K. Dick) переносили на большой экран уже не раз, но никто из авторов экранизаций не был так близок к сюжету и атмосфере диковских опусов, как режиссер Ричард Линклейтер (Richard Linklater). «Бегущий по лезвию бритвы», «Вспомнить все», «Час расплаты», «Крикуны», «Особое мнение», «Самозванец» - все эти фильмы представляют собой попытки адаптировать неповторимый стиль культового писателя к жанру фантастического экшна. Но зачем делать из Пушкина блокбастер, когда блокбастер можно поднять до уровня Пушкина? Взявшись за экранизацию «Помутнения» (A Scanner Darkly), Линклейтер решил в корне изменить подход к романам Дика – он не пытался подстроить художественный текст под структуру кинематографа, он сделал так, чтобы кино подстроилось под стиль Филипа Дика.
Получилось весьма и весьма любопытно.
Через семь лет миром будет править паранойя. Страшный наркотик под названием «вещество Д», на который подсело порядка 20 процентов населения, вызывает необратимые изменения в мозге, превращая людей в законченных шизофреников. Полиция делает все возможное, чтобы выяснить, откуда поставляется вещество Д, но все попытки тщетны. Не помогает даже тотальное наблюдение за населением – не смотря на то, что камеры установлены везде и повсюду, следователи так и не могут выяснить, кто производит этот наркотик. Наступает время крайних мер. Секретного агента Роберта Арктора внедряют в компанию законченных наркоманов, чтобы через их драгдиллера он смог бы выяснить источник поставок. Однако вскоре Роберт сам становится зависимым от вещества Д, и начинает испытывать все сопутствующие симптомы: депрессию, раздвоение личности и постоянное чувство страха…
Линклейтеру нужно дать медаль уже за то, в какой форме он решил экранизировать «Помутнение». Это мультипликация и игровое кино одновременно – люди, которым посчастливилось посмотреть «Пробуждение» (Waking Life), поймут сразу. Всем остальным попробую объяснить, но, как говорится, «лучше один раз увидеть». Сначала все снималось на цифровую камеру, потом перегонялось на компьютер, а затем целая команда художников фильтровала и обрисовывала изображение, превращая живую съемку в некое подобие анимации. В конечном итоге получилось постоянно пульсирующее изображение, наполненное ярко-кислотными оттенками, извивающимися формами и очертаниями. Наверняка, именно так и воспринимал этот мир писатель Филип Дик, который любил злоупотреблять запрещенными галлюциногенными препаратами и погружать в такое же состояние героев своих книг.
Теперь и у нас есть возможность посмотреть на этот психоделический трип со стороны, не причиняя вреда своему здоровью и впадая в зависимость разве только от столь необычной визуализации. Гнетущую атмосферу паранойи дополняет и гипнотический саундтрек, к которому приложил руку Том Йорк (Thom Yorke), бессменный лидер культовой группы «Radiohead». Ну и раз уж в этом тексте второй раз встречается слово «культовый» - не мудрено предположить, что экранизация «Помутнения» имеет хороший потенциал стать культовым фильмом. Культовым – да, но вот шедевра, к сожалению, не получилось.
Всему виной слабый сценарий, который бодро и интригующе начинается, а ближе к середине впадает в состояние полнейшего анабиоза, чуть вздрагивая и приоткрывая глаза лишь в самом финале. Если книга Филипа Дика представляла собой шокирующую историю падения человека в пропасть измененного сознания, то в фильме шокирующее становится скучным и обыденным. Действие топчется на месте, а чувство тоски и ощущение паранойи, которое испытывают большинство персонажей, не зачаровывают, а скорее усыпляют. И вроде бы актеры отрабатывают на пять с плюсом (Киану Ривз (Keanu Reeves), Роберт Дауни-младший (Robert Downey Jr.) и Вайнона Райдер (Winona Ryder)– это, безусловно, большая удача в плане кастинга), и картинка радует глаз, и тема благодатная, и идея интригующая – однако все в целом не производит должного эффекта. Творчество Филипа Дика достойно большего, но пока это лучшее из всего, что было снято по мотивам его книг.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия