В тесте участвуют автомобили: Jeep Grand Cherokee, Nissan Patrol
Посмотреть другие фото (3) |
Их осталось совсем немного - крепких вседорожников с зависимой передней подвеской. Кто они: неуклюжие динозавры минувшей эпохи или достойные продолжатели традиций?
Чья легенда красивее?
"Здесь продается славянский шкаф? Нет, шпион живет этажом выше..." В этом классе автомобилей легенда не менее важна, чем в среде профессиональных разведчиков.
Благо, обоим кандидатам есть о чем рассказать.
История марки "Джип", по утверждению нынешнего ее владельца, компании "Даймлер-Крайслер", насчитывает более 60 лет. Первый "Виллис-Оверленд" выпустили 23 июля 1941 года. Хотя сама марка "Джип" была зарегистрирована только в 1950-м, так что ее жизненный путь почти на десятилетие короче. Эти полвека основательно изменили облик полноприводного вояки - из неказистого армейского костотряса без крыши и дверей он превратился в комфортабельный и сугубо гражданский автомобиль повышенной проходимости. Сравните между собой "Виллис-MB" времен Второй мировой и "Джип-Гран Чероки": из общих черт у них разве что полный привод и семь вертикальных щелей на облицовке радиатора.
История "Ниссана-Патруль" тоже насчитывает более полувека, хотя, в отличие от "Джипа", первый "Патруль" образца 1951 года ничем не был обязан военным - те машины пользовались наибольшим спросом у фермеров и строительных компаний. Спустя десятилетие появился более комфортабельный вариант, весьма похожий на нынешнюю модель, он просуществовал без радикальных изменений до 1980 года. Следующее поколение продержалось до 1988-го, а в 1998-м наступил период современного "Патруля".
Задачи и конструкции
Настоящий вседорожник - это, в первую очередь, зависимые подвески и рама. Полувековой опыт убедил, что в тяжелых условиях только такая комбинация способна обеспечить надежность и долговечность. Мосты спереди и сзади, может, и не позволяют добиться рекордных значений дорожного просвета, но зато ходы подвески не чета параметрам независимой, да и агрегаты надежно защищены. Никаких резиновых пыльников и шаровых опор - все просто и "железно". Вопрос с упругими элементами решен - пружины окончательно победили листовые рессоры. Комфорт и управляемость могут быть обеспечены лишь тщательно подобранным соотношением многочисленных рычагов и тяг. Изюминка "Ниссана-Патруль" - автоматически отсоединяемый стабилизатор поперечной устойчивости сзади. Нажатие кнопки - и без того внушительные ходы задней подвески становятся вовсе фантастическими.
Так же и рама - нужно увидеть, как она "дышит" при работе подвески, чтобы понять, какие нагрузки испытывает автомобиль на пересеченной местности. Сущая пытка для несущего кузова с мизерными зазорами дверных проемов и вклеенными стеклами. Но не будем излишне драматизировать: знатоки и так не преминут напомнить, что у "Джипа-Гран Чероки" как раз несущий кузов.
Формально они правы. Но, заглянув под "Джип", сразу заметишь мощные лонжероны по всей длине автомобиля - все же больше похоже на раму, приваренную к днищу...
Впрочем, по размерам они тоже не одноклассники: "Ниссан" почти на полметра длиннее, на 100 мм шире и выше. Поэтому в нем безо всяких ухищрений удалось разместить три ряда сидений. А вот в посадке водителя немало общего - в обеих машинах она ближе к легковой, нежели к "автобусной". Разница в том, что сидящий за рулем "Ниссана-Патруль" оказывается почти на голову выше.
Собрание заблуждений
"Мощный, тяговитый дизель отлично приспосабливается к изменению нагрузки" - расхожая фраза из теста в любом автомобильном издании. Каждое из них в меру сил способствовало укреплению очередного мифа. Тихоходные дизельные двигатели внушительного объема без наддува, совершенно индифферентные к нагрузке, остались в далеком прошлом. Их преемники легче, мощнее, экономичнее, но... имеют куда более узкий рабочий диапазон. А сочетать ломовую тягу с холостого хода до красной линии тахометра, внушительную мощность и отличную динамику может лишь бензиновый мотор солидного объема с относительно умеренной степенью форсировки. И никакого наддува... В Америке это знают давно. Не верите? Тогда попробуйте отыскать в справочной литературе современный турбодизель, у которого 90% крутящего момента достигается в широком диапазоне оборотов... Едва ли найдете. А бензиновый двигатель - запросто, и в производстве он дешевле. Вот только цены на топливо в Европе не дают никаких шансов многолитражным бензиновым моторам - всему виной их аппетит.
Наши подопечные на него тоже не жалуются: средний расход за время теста у обеих машин хоть немного, но превысил важную психологическую отметку в 20 л/100 км. Конечно, в размеренном движении по шоссе расход уменьшается до более приемлемых 12-15 литров на сотню, но те, кто любит "наступить на газ", вполне могут проследить движение стрелки на указателе уровня.
"Автомат" не для бездорожья" - еще один укоренившийся миф. Не будем говорить о тяжелых рейдах по необитаемым местам, но в реальной жизни пользы от него больше, чем вреда. Исключается неправильный выбор передачи, улучшается троганье на скользком покрытии, появляется лишний демпфер в трансмиссии, смягчающий ударные нагрузки, когда автомобиль переваливает бугры и ямы. А чтобы не "вскипятить" его в действительно тяжелых условиях, есть понижающая передача и датчик температуры. Кстати, спалить обычное сцепление, пытаясь выбраться из грязи, намного проще...
Что внутри?
Шикарный салон с кожаными креслами, снабженными электроприводом и подогревом, деревянная отделка передней панели и даже руля, автоматическая климатическая установка, дорогая аудиосистема - все это есть в обеих машинах. Но "Джип" несколько впереди по общей отделке и насыщенности дополнительным оборудованием. Преимущество дали бортовой компьютер на консоли потолка, раздельное управление климатом, датчик дождя на ветровом стекле и подвижные поперечные дуги на релингах крыши. Мы уже знакомились с "Гран Чероки" второго поколения (ЗР, 2000, № 12), и тогда его салон оказался очень просторным даже для высокого водителя. В этот раз получились немного другие данные. Виноват люк - он съел примерно 50 мм над головой водителя, так что водителям ростом выше 190 см придется искать компромиссы в посадке.
К удивлению, куда более объемистый " Nissan StageaПатруль" не предоставляет высоким водителям преимуществ. Пределы регулировок передних кресел сразу напоминают о японском происхождении автомобиля. К рулю можно подъехать чуть не вплотную, а вот "уехать" достаточно далеко не получится. Впрочем, проблемы испытают только те, кто выше 190 см и притом длинноног.
Внушительная длина салона позволила разместить в "Патруле" три ряда сидений, причем два складных места в багажнике вовсе не детские. Средний ряд может перемещаться вперед-назад на 100 мм. В его переднем положении места третьего ряда вполне подходят взрослым ростом до 180 см. Но тогда и остальные пассажиры не должны быть выше. Если же требуется создать комфорт пятерым выше среднего, то в третьем ряду удобно будет лишь детям.
По дорогам и без них
Наш дежурный набор для тестов сегодня таков: городские улицы всех мастей, от многорядных проспектов до переулков, забитых кое-как припаркованными машинами, изрядно потраченное "асфальтовой молью" пригородное шоссе, кусочек приличного "хайвэя". А также... мотокроссовая трасса, едва оттаявшая под весенним солнцем.
Первым на маршрут уходит "Гран Чероки". В узких переулках ему вполне уютно, лишь при парковке в стесненных условиях посетовали на заметно больший, чем у легковой машины, радиус поворота. Уйти первым со светофора не вопрос - тягаться с "Джипом" могут лишь те, у кого под капотом обычной машины больше 200 "лошадей". Остальные лишь мельком увидят шильдик V8 4.7L HO: "High Output" - фирменное обозначение форсированного мотора. Автоматическая коробка передач, применяемая с ним, тоже не лишена оригинальности - у нее... две вторые передачи. Первая "вторая" используется при нормальном разгоне, а другая - когда педаль газа нажата до упора. Но даже если считать вторые передачи за одну, ступеней все равно пять, причем две из них "овердрайв". Вот куда могут завести конструкторов требования по снижению расхода!
Набрав крейсерские 100 км/ч, "Гран Чероки" умеряет аппетит до 12 л/100 км и превращается в подобие лимузина - быстрого, комфортабельного и бесшумного. Водителю и пассажирам остается развлекаться всем арсеналом электроники: круиз-контролем, раздельным пультом климатической установки, аудиосистемой с CD-чейнджером, бортовым компьютером с меню предварительных настроек автомобиля. Интерфейс столь обширного хозяйства настолько прост, что на чтение руководства времени можно не тратить.
Однако поддерживать высокий темп на извилистой дороге за рулем "Джипа" не так уж просто. В "нормальном" диапазоне скоростей его реакции вполне предсказуемы, но после 130 км/ч проявляются не лучшие черты, особенно на волнах покрытия. На запаздывания руля накладываются крены кузова, приправленные заметным скейтборд-эффектом. В сочетании с дорожными низкопрофильными шинами с малым уводом - прямо-таки гремучая смесь... А если учесть, что благодаря мощному мотору автомобиль играючи набирает 180 км/ч, то наш вывод - возможности двигателя серьезно превосходят шасси. На ровных дорогах ситуация намного лучше - высокие скорости вполне позволительны, а рулевое управление обладает внятным реактивным действием. А вот оценить замедление сложно - слишком мало усилие на педали. Впрочем, на крайний случай выручит АБС с электронным распределением тормозных сил.
Вот и подошли к самому интересному: отправляемся на оттаявшую кроссовую трассу. Подготовки не требуется - "Гран Чероки", как пионер, всегда готов к штурму бездорожья. Система Quadra Drive II в нормальных условиях передает бо'льшую часть крутящего момента на задние колеса, но способна в доли секунды перебросить его на передний мост. А благодаря самоблокирующимся дифференциалам "Джип" может двигаться, если хотя бы одному колесу есть за что зацепиться. Недостаток крутящего момента? Такого не бывает при пониженной передаче 2,72:1. Грязные и обледенелые подъемы "Гран Чероки" берет с легкостью, несмотря на чисто дорожные шины. А вот геометрическая проходимость у него неважная: на перегибах слишком рано начинает чиркать защитой раздаточной коробки. Немудрено - под ней меньше 200 мм, а "висит" она как раз в середине базы. Пытаясь одолеть неровности с хода, надо быть осторожным - энергоемкость подвесок невелика. Ее вполне достаточно для дефектов асфальта, но далеко не самые глубокие ямы на грунтовке уже вызывают срабатывание ограничителей хода. Жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости, уменьшающие крены в поворотах, стали естественным ограничителем ходов подвески.
За рулем "Ниссана-Патруль" даже знакомые переулки оказываются у'же. Расширенные колесные ниши заставляют быть очень осторожным при тесных разъездах. А вот маневренность машины кажется вполне достаточной. Немудрено, ведь при заметно больших габаритах радиус поворота у "Ниссана" лишь на ширину ладони больше, чем у "Джипа".
Внушительные габариты отнюдь не минус в потенциально конфликтных ситуациях. А динамики вполне достаточно, чтобы уверенно занимать стратегические позиции перед перекрестками и развилками. Только для светофорных гонок ее, пожалуй, маловато, и хотя двигатель "Ниссана" старательно извиняется за внушительную массу машины, но превратить 2,5-тонный полноприводник в спорткар все же не в силах.
На шоссе " Nissan StageaПатруль" легко достигает 150 км/ч, дальнейший разгон дается с заметным трудом. Впрочем, и этой скорости хватит, чтобы понять: высокая скорость - не его стихия. Подвески "Ниссана" поначалу кажутся довольно мягкими, но это ощущение обманчиво. Ямы и выбоины оказываются весьма чувствительны для седалищ. Впрочем, не надо забывать - подвески рассчитаны на 3/4 тонны нагрузки. Однако на более-менее хорошей дороге любую "мелочевку" прекрасно глотают шины нешуточного размера 275/70R16.
Мотокроссовая трасса снова ждет нас. Перед штурмом не забыть подключить передний мост - у "Ниссана-Патруль" нет межосевого дифференциала, и езда по асфальту с полным приводом ему противопоказана. Любители экономить топливо и искать приключений на... водительское кресло могут даже разъединить муфты передних колес, совсем как на УАЗе... Для полной "мобилизации сил" к бездорожью используют пониженную передачу, жесткую блокировку заднего межколесного дифференциала и освобождают задний стабилизатор. Благодаря огромным ходам подвески и внушительному просвету в середине базы длинный и неуклюжий на вид "Ниссан" легко берет препятствия, недоступные "Гран Чероки". Хотя с блокируемым задним дифференциалом надо уметь обращаться - на косогоре автомобиль разворачивает.
Поперед батьки
Итак, "Джип-Гран Чероки" оказался сильнее в дорожных дисциплинах и проще в управлении на скользких дорогах. " Nissan StageaПатруль" ощутимо отстает в динамике, но более чем основательно выигрывает во вместимости, грузоподъемности и проходимости. Похоже, "Гран Чероки" так и не определился, кем ему быть - скоростным "паркетником", соперничающим с BMW Z8Х5, или бескомпромиссным вездеходом, продолжающим славные традиции "Виллиса". Но почти убеждены - в следующем поколении этот автомобиль обретет, наконец, уверенность и окончательно устремится в асфальтовые джунгли, вооружившись независимыми подвесками.
Мощный бензиновый мотор "Ниссана-Патруль" - лишь элемент повышения комфорта. Меньше шума, лучше динамика, все на пользу потребителю. Что же касается расходов - тот, кто заплатит 60 тысяч "зеленых" за машину, найдет и тысячу рублей на полный бак. А характер и породу из "Патруля" не вытравить: и с дизелем, и с бензиновым мотором это серьезный вседорожник, готовый стойко переносить трудности самых тяжелых дорог.
Краткие данные
Jeep Grand Cherokee OVERLAND
Выпускается в США и Австрии с 1998 года.
В настоящее время комплектуется тремя типами двигателей: бензиновыми V8, 4,7 л, мощностью 164 и 190 кВт и пятицилиндровым турбодизелем 2,7 л, 120 кВт. Постоянный полный привод. Автоматическая трансмиссия.
Комплектации для российского рынка - Limited и Overland. С двигателем 190 кВт только Overland.
Цена - от $46 900 (4,7 л, комплектация Limited), от $57 490 Comfort. Цена в указанной комплектации - $57 490.
Nissan Patrol GR 4,8
Выпускается в Японии с 1998 года.
Варианты кузова: трехдверный или пятидверный универсал. Подключаемый полный привод. Механическая или автоматическая коробка передач.
Комплектации для российского рынка - четырехцилиндровый дизельный и шестицилиндровый бензиновый двигатели 3,0 и 4,8 л, мощностью 116 и 180 кВт.
Цена - от $48 500 (дизель, комплектация Luxury) до $60 500 (бензиновый 4,8, Elegance). Цена в указанной комплектации - $60 500.
Резюме
Jeep Grand Cherokee OVERLAND
+ Отличные динамические качества, хорошо согласованные двигатель и коробка передач, богатые возможности трансмиссии, мощная защита агрегатов, хорошее оснащение.
- Высокий расход топлива, небольшой дорожный просвет, недостаточная энергоемкость подвески.
Nissan Patrol GR 4,8
+ Тяговитый двигатель, большие ходы подвески, просторный салон с возможностью семиместной компоновки, хорошая геометрическая проходимость.
- Отсутствие межосевого дифференциала, посредственная плавность хода.