Тим Бертон (Tim Burton) – один из тех удачливых американских режиссеров, которым удается держаться на вершине голливудского олимпа, но они не прогибаются под гнетом студийных чиновников и делают свои, сугубо авторские вещи, собирающие при этом большую кассу в прокате. Впрочем, это понятно – его любимым жанром являются кино-сказки: иногда страшные и даже депрессивные, но все-таки это сказки. А в сказках возможно все. Сегодня Бертона можно назвать самым мэйнстримовым из всех культовых режиссеров и самым культовым из всех мэйнстримовых.
Тимоти Уильям Бертон родился в маленьком провинциальном городке Бербанк, штат Калифорния.
С детства он любил рисовать, и у него это здорово получалось. На творчество его вдохновляло старое черно-белое фантастическое кино, любовь к которому он позже выразит в своих лучших фильмах. Окончив среднюю школу, Тим поступил на анимационный факультет Калифорнийского института искусств. Большинство выпускников данного ВУЗа находило себе работу на студии Диснея. Не избежал этой участи и Бертон, уже во время обучения прославившийся своим оригинальным стилем рисования и богатой фантазией.
Бертону потребовалось всего лишь несколько лет, чтобы добиться расположения Диснея и получить права на съемку своих собственных проектов, первым из которых стал шестиминутный черно-белый мультфильм «Винсент» (Vincent), рассказывающий историю мальчика, желающего быть похожим на актёра Винсента Прайса (который кстати был кумиром и для самого Бертона). Критика встретила первую работу начинающего режиссера благожелательно, и картина получила даже ряд анимационных премий. Однако уже вторая работа Бертона столкнулась с непониманием руководства студии – 30-минутный анимационный фильм «Франкенвинни» (Frankenweenie) показался боссам чересчур сложным и мрачным, и его не выпустили в прокат.
Но нет худа без добра - «Франкенвинни» приглянулся известному в Америке комедийному актеру Полу Рубенсу (известному так же как «Пи-Ви Херман), который предложил Бертону поставить полнометражный фильм с его участием под названием «Большое путешествие Пи-Ви» (Pee-wee's Big Adventure, 1985), семейную комедию о приключениях странного парня, путешествующего по стране на велосипеде. Тим Бертон не раздумывая согласился – он давно хотел попасть в большое кино и вложил в картину максимум творческих усилий. Как результат - приключения Пи-Ви собрали приличную кассу, а о Тиме Бертоне заговорили.
Успех в прокате позволил режиссеру получить право на съемки фильма «Битлджус» (Beetle Juice, 1988), черной комедии о приключениях на том свете погибшей в автокатастрофе супружеской пары. Уже в своих первых работах Бертон отличился особым визуальным стилем, сочетающим готическую мрачность с яркостью и пышность барокко. И тогда и сегодня его картины поражают яркими необычными декорациями, костюмами и, конечно, незаурядными персонажами, вызывающими одновременно смех и грусть, неприязнь и симпатию.
Довольные кассовыми сборами предыдущих лент Бертона студийные начальники Warner Bros. сделали режиссёру предложение, от которого он не мог отказаться. Это была экранизация комикса «Бэтмен – человек-летучая мышь» (Batman) с внушительным по тем временам бюджетом в 35 миллионов долларов. Бертон с радостью согласился, и фильм стал кассовым чемпионом 1989 года, окупив свой бюджет семь раз. После такого ошеломляющего успеха режиссер мог снимать все, что угодно.
И он тут же воспользовался этой возможностью, сняв ленту, до сих пор считающуюся одной из лучших его работ – «Эдвард – руки-ножницы» (Edward Scissorhands, 1990) - жестокую и красивую сказку об одиночестве и изгнании. Но самое главное в фильме даже не те удивительные образы и по-настоящему волшебное настроение рождественской сказки, а то, что картина свела Тима Бертона с одним из лучших актеров современности – Джонни Деппом (Johnny Depp). Они так хорошо сдружились, что с тех пор Депп снимался в каждой второй работе Бертона.
В 1992 году Бертон вновь вернулся к истории о человеке-летучей мыши. Фильм «Возвращение Бэтмэна» (Batman Returns) вышел более мрачным и загадочным по сравнению с первой частью. Но рекорд первого «Бэтмена» ему повторить не удалось. Тем не менее многие считают вторую часть лучшей серией эпос, особенно по сравнению с последующими фильмами, превратившими трагическую историю о воине-одиночке в пестрый и бессмысленный маскарад.
После триумфа в большом кино Бертон решил вернуться к тому, с чего начинал – мультипликации. Его кукольный мультфильм «Кошмар перед рождеством» (The Nightmare Before Christmas) стал едва ли не лучшим образцом жанра, а сам Тим, благодаря истории о том, как обитатели жуткого праздника Хэллуин испортили Рождество, снискал славу и уважение у сторонников гот-культуры.
На какой-то период времени режиссер решил отойти от голливудского мэйнстрима и снял фильм-посвящение «худшему режиссеру всех времен и народов» Эдду Вуду (Ed Wood) с Джонни Деппом в главной роли. Пронзительная история о горе-режиссере не принесла больших доходов, но всевозможные фестивали не скупились на награды для Бертона. Таким образом, он завоевал доверие и в среде искушенных синефилов.
1996 год был ознаменован тем, что Бертон отказался от режиссерского кресла на площадке третьего «Бэтмена», но вместо этого взялся за работу над фильмом «Марс атакует» (Mars Attacks!) - пародийного блокбастера, высмеивающего фильмы о вторжении инопланетян. Картина зацепила искрометным юмором и образами пришелцев, вдохновленными теми самыми старыми фантастическими фильмами 30-х годов. Но самым смешным было то, что в этом же году на экраны вышла лента «День независимости», на все 100 процентов повторившая все штампы, высмеянные Бертоном.
Потом снова была готика и Джонни Депп. Картина «Сонная лощина» (Sleepy Hollow) по мотивам рассказа Вашингтона Ирвинга поразила искусным визуальным рядом, похожим на ожившие готические картины. Но картина отнюдь не была эстетской, а увлекательный сюжет и участие известных актеров – Кристофера Уокена (Christopher Walken), Кристину Ричи (Christina Ricci) и того же Деппа – опять же повлияли на хороший кассовый успех.
В то время казалось, что Тим Бертон всегда будет бить без промаха. Ни один из его фильмов не разочаровывал, и каждая новая работа открывала новую грань творчества режиссера, уже тогда ставшего культовым. Но, как говорится «И на старуху бывает проруха». Такой «прорухой» для Бертона стала экранизация фантастического романа «Планета обезьян» (Planet of Apes), книги, по мотивам которой было снято уже немало хороших фильмов. Казалось бы, удачная тема, хороший бюджет, забавная интерпретация. Однако фильм не впечатлил ни критиков, ни страстных фанатов режиссера. Здесь было слишком много Голливуда и слишком мало самого Бертона. «Планета обезьян» вышла громкой и дорогостоящей пустышкой - такого настоящим авторам не прощают. Благо для самого Бертона «Планета обезьян» сыграла положительную роль. На съемках он познакомился с британской актрисой Хеленой Бонем-Картер (Helena Bonham Carter), которая вскоре стала его женой.
В качестве искупления вины спустя два года вышел новый фильм Тима Бертона «Большая рыба» (Big Fish), наполненный множеством удивительных сказочных мотивов. Фильм получился очень авторским, но и здесь Бертон перегнул палку – на этот раз в обратную сторону. В картине было слишком много личного, но напрочь отсутствовал интересный и захватывающий сюжет. Похоже, автор переживал сильный творческий кризис.
Однако прошлый год развеял все опасения о закате режиссерской карьеры Тима Бертона – на экраны почти одновременно вышли сразу две его полнометражных работы – экранизация сказки Роалда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» (Charlie and the Chocolate Factory) и кукольный мультфильм «Труп невесты» (Corpse Bride). И что замечательно - обе картины получили высокую оценку как среди критиков, так и среди зрителей и поклонников Тима Бертона. Похоже, над его домом вновь засияло солнце, и он еще порадует нас новыми плодами своей неуемной фантазии.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия