Солнечные склоны северной Франции, а именно районы Шампани, подарили миру этот божественный напиток, который прошел путь от монаха до короля. Именно монах Дом Пьер Периньон в XVII в., являясь смотрителем аббатства О'вилле (сейчас погребы этого аббатства находятся во владении французского дома вин Moet & Chandon), открыл для истории брожение вина и вычислил все условия для получения шампанского. Пьер подметил, что местные вина сбраживаются неполностью зимой и возобновляют процесс весной. Он сумел интуитивно понять механизм образования пузырьков и то, что образуемая углекислым газом пена становится тем насыщеннее и ярче, чем медленнее идет процесс брожения. Чтобы сохранить напиток, Пьеру пришлось еще поразмышлять над тарой, в которой шампанское не потеряло бы свои вкусовые качества и могло бы храниться годами.
Для этого он придумал стеклянные бутылки, которые практически без изменения дошли до наших дней. Поэтому мы обязаны ему не только напитком, но и стеклотарой.
Известие об интересном напитке быстро дошло до короля и шампанское стало официальным напитком французского королевского двора. Любые праздники, события да и просто утренний променад его святейшества начинался с приема игристого напитка. Сегодняшняя Франция гордится своим званием страны виноделов. "Старых любителей вина больше, чем старых врачей", - утверждает французская пословица.
Вообще, если следовать законам шампанского дела, настоящим шампанским может быть названа лишь продукция:
Производимая в провинции Шампань
Изготовленная из определенных сортов винограда - Pinot Meunier (Пино Менье), Pinot Noir (Пино Нуар), Chardonnay (Шардоне)
Шампанское должно производиться по строго определенной технологии, которой владеют только французские виноделы
Самые известные марки французского шампанского: Laurent Perier, Lanson, Moet & Chandon, Piper - Heidsieck, Gosset, Nicolas Feuillatte.
Все другие вина, полученные похожим способом могут носить название вина, произведенного "шампанским методом". Тем не менее, отсутствие прав называться шампанским другим игристым винам, не мешает продажам этого напитка в разных уголках земного шара.
Американское шампанское производится из сортов французского винограда, выращенных на территории США. Американцы не придумали ничего лучше, чем назвать главное месторождение шампанского Шартром, в честь французского города. Самая крупная компания "Korbel" для производства шампанского в основном культивирует 4 сорта винограда (Шардоне, Пино Нуар, Французский Коломбар, Шенин Блан). Компания имеет свои виноградники в долине Русской реки и долине Александр, а также заключила долгосрочные договоры с независимыми фермерами. Виноград убирают вручную. Белый Дом ежегодно получает около 4000 бутылок шампанского "Korbel", которые подают на многочисленные приемы глав государств и гостей президента. "Korbel" был официальным поставщиком шампанского на инаугурациях трех последних президентов США. В 1993 году для инаугурации Б.Клинтона был специально приготовлен "Korbel Natural". В очень ограниченном количестве с печатью инаугурации на специальной этикетке шампанское было разослано в различные штаты страны, в лучшие магазины и рестораны и было моментально раскуплено любителями и коллекционерами. Несмотря на это, шампанское в Америке стоит не на первом месте по потреблению. Королем в этой стране является виски.
Популярные марки шампанского в США: Cook's, Korbel
Итальянское шампанское также как и французское имеет многовековые корни. Мало того, что итальянцы используют только свои сорта винограда (преимущественно белый мускат, выращенный в области Асти), они еще придумали свой способ получения шампанского. Образование ферментов в вине у них идет не в бутылках, а в больших герметичных сосудах. Вторичное брожение дополняется искусственным газированием из-за чего игра пузырьков очень быстро прекращается. Игристые вина Италии больше всего подходят для аперитива и десерта.
Известные марки итальянского шампанского: Asti Martini, Asti Mondoro, Bersano Rosso и игристые вина дома Gancia.
Немецкие виноделы, со всей своей немецкой расчетливостью и рационализмом подошли к делу по изготовлению шампанского очень серьезно. Они поставили перед собой задачу приучить публику к своему шампанскому и составить конкуренцию французским монополистам. Сначала они делали шампанское из французских вин, затем постепенно начали добавлять в эти вина свои, которые делали из сорта винограда, именуемым Riesling (Рислинг). Таким образом они создали свое уникальное шампанское, которое координально отличается от французских и вкусом, и приготовлением.
Немецкие марки: Kupferberg, Henkel & Soehnlein, Mumm
Южно - американские широты великолепно подходят для производства винной продукции. Недаром чилийские и аргентинские вина пользуются чрезвычайной популярностью во всем мире. А вот с производством шампанского у Южной Америки небольшие проблемы. Слишком жаркий климат, мало специалистов по шампанскому, низкий уровень технологичности. Результат - всего 1 марка с названием игристого вина, Fresita. Fresita - в переводе с испанского значит "клубника". В 1717 году путешественник Амедье Фрезье открыл эту ягоду и привез в Европу. Жена Людовика XV, королева Мария, первая оценила вкусовые данные клубники и приказала подавать её вместе с шампанским. Основываясь на этом, чилийские виноделы сделали клубничное шампанское, которое поражает своей нежностью и легким вкусом.
На территории досоветского, советского и постсоветского пространства шампанское всегда ассоциировалось с каким-либо праздником, поэтому пьем мы его нечасто. Тем не менее, игристые вина, произведенные в России и в странах СНГ ничуть не уступают по своим вкусовым качествам французским шампанским самого высокого уровня. В середине XVII века на Дону жителями казачьих станиц Цимлянской и Кумшатской были произведены первые российские игристые вина. Победы над Наполеоном великий Кутузов отмечал именно Цимлянским вином. Практическая заслуга в распространении шампанского у нас принадлежит князю Льву Голицыну. Именно он, собрав весть опыт виноделов и открыв новые сорта винограда, такие как Алиготе и Мурверд, создал в своем крымском поместье мини - завод и завоевал весь мир, выпустив тираж шампанского специально к Всемирной промышленной выставке в Париже. "Учитесь, воспринимайте, но не раболепствуйте перед иностранным! Сколько будет стоить человек, создавший вино - столько будет стоить и вино, им созданное" - так говорил князь своим ученикам.
Сейчас, наряду с мировыми марками конкурентоспособными являются вина, произведенные в бывшем имении Абрау-Дюрсо, сейчас являющимся основным центром по производству российского шампанского, и вина, произведенные Артемовским заводом шампанских вин в Крыму. Если шампанское из Абрау-Дюрсо все знают и пробовали не раз, то про крымский завод слышали не все. Артемовское игристое вино производится на предприятии, где весь цикл производства сосредоточен под землей, в специфическом микроклимате выработанных алебастровых штолен. Условия в находящихся на 70-метровой глубине подземных тоннелях идеально подходят для производства игристых вин: стабильная температура (+12 - +14°С), благоприятная относительная влажность воздуха (88 - 90%) позволяют изготавливать игристое, равного которому нет в Украине.
Большое изобилие марок шампанского, производимого в различных странах мира ставит перед покупателями трудную задачу: какой напиток какой марки выбрать, чтобы удовлетворить все свои потребности. Совет может быть один - руководствуйтесь полученной информацией и своей интуицией. А еще - улыбнитесь, ведь покупать напиток, который искрится нежностью и теплотой можно только с хорошим настроением.