Вчера я прочитал пьесу Ива Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит». Ее главный герой - одинокий француз среднего возраста. Он устал от одиночества и предательства близких. Зато у него есть деньги. На которые он решает купить счастье… Ни больше, ни меньше.
А как выглядит это счастье? Вот так: любящая и понимающая жена, верный друг и любимый ребенок. И вот месье приглашает к себе в дом второсортную актрису на роль жены, безработного художника на роль друга и юную проститутку на роль дочери.
Как ты думаешь, чем заканчивается эта пьеса? И что ты думаешь по поводу главного героя? Возмущена? Чем именно? Тем, что человек хочет быть счастливым прямо здесь и сейчас? И берет с этой целью на работу нескольких человек?
Как бы это ни прозвучало, возмутительного, противоестественного или дурного здесь ничего нет. Если считаешь иначе – обоснуй.
Только не говори, что у них ничего не получится. И что - если закрыть глаза на дикость ситуации, - сложно сразу вот так вот на улице найти хорошую жену, доброго друга и любящую дочь. Согласен. Но у топ-менеджеров тоже не всегда получается сразу набрать профессиональный коллектив. Если человек работает плохо – его увольняют и заменяют другим. Это нормально, и ничто не мешает состоятельному месье поступать так же.
И вообще, по большому счету, отличия от обычной нормальной семьи в этом случае чисто косметические. Ведь в нашем случае совместное проживание и положение вещей устраивает ВСЕХ. А значит, это не просто семья, а семья счастливая. Счастливая еще и потому, что каждый понимает и принимает свою роль в ней.
Да, и кстати. Во многих «классических» семьях муж фактически «платит» жене, только называется это по-другому. Даже не так. В каждой семье есть негласный контракт, по которому каждая из сторон берет на себя какие-то обязательства по дому и отношениям. Только в случае месье Амилькара одна сторона гарантирует «чувства», а другая «деньги», а в большинстве современных семей от каждой из сторон по этому контракту требуется и то, и другое. Частный случай - ситуация, когда мужчина в семье работает, а женщина - нет. Вот тогда видимых отличий от «семьи» Амилькара нет вообще.
Ты скажешь, что в отношениях «семьи» месье Амилькара нет искренности. Отнюдь. Все понимают, что происходит. И на все идут осознанно. Это вообще высшая степень искренности.
Впрочем, есть нечто, что отличает эту семью от настоящей. Принципиально. Эти отношения контролируемы. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что ты точно знаешь, что не вернешься домой «в скандал», даже если придешь в четыре утра, весь в помаде и подшофе. Хорошо, потому что «семья» будет все свое (оплаченное) время уделять тебе. Хорошо, потому что здесь ты царь и бог.
В любой семье муж фактически «платит» жене, только называется это по-другому.
Такой себе фруктовый кефир. Без стрессов, потрясений, но и без особых эмоциональных взлетов. За это – совсем другая такса.
И вот еще. Высока вероятность, что через некоторое время «работники» искренне привяжутся к работодателю. И тогда начнется совсем другая история. Гораздо более интересная. Прочтите Жамиака…
И в качестве эпилога
Я знаю, что чувства нельзя купить за деньги. По крайней мере, мне хочется в это верить. Но я также знаю, что есть огромное количество персонажей, готовых «купить» себе друга или жену, и огромное количество персонажей, которым не терпится себя подороже «продать». Это не хорошо и не плохо. Это — просто есть. И твое право возмущаться или принимать такие ситуации. Платить или брать плату. Пытаться кому-то что-то доказать или просто жить по своим принципам.
Александр Андросов08.06.07
Статья получена: Женский журнал Клео.Ру