Мы с любимым давно мечтали о Франции. Поэтому ответ на вопрос, куда поехать на медовый месяц, был ясен сразу: в Париж! Голубая мечта детства, пусть банальная, требовала для своего воплощения в жизнь только одного - найти подходящий туристический маршрут.
В поисках последнего мы обошли филиалы шести самых крупных туроператоров в городе, расспросили работающих в сфере туризма знакомых, выслушали рекомендации счастливых вояжеров. И вот какие выводы позволяет сделать этот опыт.
1. Главный козырь туристической конторы - восторженные отзывы клиентов. Поэтому, отправляясь на поиски путевки, прежде всего поинтересуйся у знакомых, кто уже съездил по желанному маршруту, - понравились ли им услуги турфирмы. Это будет лучшей рекомендацией.
2. Туристический бизнес - дело прибыльное, поэтому фирм, предлагающих туры в ближнее и дальнее зарубежье, немало. Действительно надежных, наладивших сотрудничество с отелями, музеями и авиакомпаниями, - единицы. Обращаясь в контору подобного профиля, выясни, как давно она существует. Если меньше года - лучше не рискуй. Пусть она повезет тебя на Лазурный берег через пару лет.
3. Не покупайся на рекламу. Наличие обильного паблисити - не гарантия надежности фирмы. Есть такое понятие - "звездная рента" - продукт продуманного пиара, которой может не иметь ничего общего с реальным положением дел в компании. Мой друг ездил с одной турфирмой по их новому маршруту - в Хорватию. Вернувшись, он долго возмущался, что статус приглашенного обозревателя нового турне не позволяет ему написать всю правду о работе туроператора. Гостей поселили не в тот отель, в какой обещали. Переводчица не имела лицензии, и представители фирмы очень просили не снимать ее на камеру (а то полиция заинтересуется, почему она не в форменной одежде). Обслуживание в отеле оставляло желать лучшего, а на некоторых экскурсиях отсутствовал русскоязычный гид. На все жалобы сопровождающая группы с трогательной улыбкой отвечала, что маршрут только что открыт, и "еще не разработан". Однако никакой скидки в цене на путевку - "за новизну" - сделано не было. Эта турфирма считается ведущей в нашем городе.
Так что будь внимательна.
4. Если ты решила приурочить поездку за моря к какому-то событию: на день рождения, на свадьбу, на Новый год, на двухнедельный отпуск, - заранее узнай в турфирмах даты начала и окончания тура. Может случиться так, что нужный тебе маршрут собирает группы раз в месяц - исходя из этого и бери отпуск. Или самолеты в вожделенную Ниццу улетают только по воскресеньям - уточни это, и ты уже будешь знать, на какой день подавать заявление в ЗАГС, чтобы сразу после свадебного банкета упорхнуть с мужем на самолете в далекие страны.
5. О визе. Визу теперь делают не три дня, как раньше, а две недели. Плюс несколько дней на прочие бумажные формальности. Вывод ясен - отправляйся искать путевку не позже, чем за три недели до намеченного дня. Если тебе нужен элитный маршрут - приступай еще раньше. Для лиц до 25 лет виза в ряд стран бесплатна. Лицам старше она обойдется от 35 до 50 долларов, включая страховку (цены могут варьироваться в зависимости от города). В визе может быть отказано, если, побывав раньше в этой стране, вы имели неприятности с полицией (в частности, нарушив закон в одной из стран Шенгена, ты не сможешь въехать во все остальные). Покупая путевку, выясни, входит ли в стоимость 5%-й налог с продаж: он может составить приличную сумму.
6. Важные вещи, о которых стоит спросить консультанта в турфирме:
- Питание. Возможны варианты: обычный завтрак-обед или буфет, он же "шведский стол". Спроси, что входит в меню. Если питание одноразовое, выясни, сколько стоит поесть в городе. Ничего нет зазорного в том, чтобы взять что-то из еды с собой (тоже спроси, что и сколько можно везти за границу). В этом случае узнай, есть ли в отеле холодильник: он может либо стоять в номере, либо сдаваться напрокат. Хотя полуфабрикаты вроде колбасной нарезки можно хранить в ванне с холодной водой - ничего ей не сделается.
- Проживание. В некоторых номерах может стоять телевизор. Несмотря на экскурсионную программу, посмотреть местное ТВ тоже будет любопытно - особенно оригиналы программ, идущих в России, вроде "Поля чудес" или "Кто хочет стать миллионером". Попроси показать тебе каталоги отелей. Непременно выясни, где именно отель расположен - предпочтительнее, чтобы он был как можно ближе к историческому центру города, чтобы до главных достопримечательностей можно было добраться пешком. Расспроси про отличия отелей "две звезды", "три звезды" от отеля "две звезды плюс" - этот "плюс" означает серьезный плюс к комфорту. Исходя из этого, планируй цену на путевку - она подбирается индивидуально, с учетом всех параметров, на любой вкус и карман.
- Экскурсионная программа. Описывая маршрут "Париж 8 дней/7 ночей" девушка-консультант с воодушевлением сказала: "Первые пять дней у вас будут полностью заняты экскурсиями!" Удовольствие сомнительное. Обилие впечатления и пять дней напролет в экскурсионном автобусе создадут кашу в голове. В результате ты не запомнишь ничего. Любую страну надо изучать медленно и терпеливо, не совершая марш-бросок по музеям, а гуляя по улицам, пробуя местную кухню и общаясь с аборигенами. Особенно это касается старинных столиц.
Кстати, есть так называемые индивидуальные туры: когда оплачивается только авиаперелет, проживание и виза. А в отношении культурной программы - сама себе хозяйка. Купила карту - и вперед. Ничего страшного или сложного. Прекрасный (и дешевый) вариант для тех, кто владеет языком данной страны. Хотя во время визита в Данию мы прекрасно обошлись английским и обошли весь Копенгаген, ориентируясь только по карте с датскими названиями. К тому же на любой вопрос может ответить девушка за reception в отеле. Обрати внимание: некоторые турфирмы предлагают своим клиентам телефон за границей русскоязычного консультанта, который бесплатно расскажет, куда и почем можно сходить.
Заодно выясни, можно ли наземным транспортом съездить оттуда в другой город или даже в другую страну. Опять же, для стран Шенгенской визы (в которую входит почти вся Европа) дополнительной визы не потребуется - только уже имеющаяся в загранпаспорте.
- Развлечения. Спроси про национальные сувениры, знаменитые магазины и цены в них. Например, во Франции есть маленький заводик, где на твоих глазах тебе вырежут чудесные деревянные вещицы. В любую заграничную путевку бери много-много денег. Путешествие - тот самый случай, когда можно позволить себе все, что душе угодно! За границей хорошо покупать косметику, парфюмерию, средства по уходу за кожей и волосами. Цена, может, чуть дороже, а качество - гораздо лучше. Даже запах и консистенция отличаются. "Те, что продаются в России, не дают обещанного в рекламе эффекта", - уверена Надежда, постоянно привозящая своим подругам из Скандинавии лаки, муссы, шампуни, бальзамы и т.д. Имей в виду еще одно: за границей магазины закрываются в четыре-пять часов (за исключением супермаркетов).
Внимание: не отоваривайся в аэропорту в Duty Free: поездка еще не началась. В Duty Free можно - и нужно! - только все пробовать, особенно в зарубежном. Там продавщицы никогда не допытываются, показать ли тебе что-то, а просто улыбаются. А ты зато сможешь снять пробу с самой элитной косметики и решить, какая помада тебе больше нравится - Givenchy или Christian Dior. А какие там духи! В России эти новинки появятся еще не скоро.
В общем, будь умницей. Немалые деньги, затраченные на турпутевку, должны окупиться на 100 процентов. Поэтому грамотно выбери фирму, подходящий лично тебе маршрут - и вперед! Можно взять с собой разговорник, но можно обойтись и без него. Главное - улыбаться. За границей это ценят как нигде в России. Улыбка снимает языковые барьеры. Удачного тебе путешествия!
Елена Зверлова10.06.02
Статья получена: Женский журнал Клео.Ру