Помимо трех указанных, есть и другие "запрещенные приемы", которые разрушают контакт с собеседником. Иногда они хитро маскируются под масками "искренней заботы", "справедливой критики" или других социально приемлемых чувств. Вообразим разговор двух коллег. Одна из них жалуется другой: "Как я устала!" Вторая может применить один из следующих приемов:
- соревнование: "Ой, а как я устала!";
- логическое убеждение: "Разумеется, ты же рано встала, с утра ездила в поликлинику, волновалась, потом весь день работала, вот и устала. Ничего странного";
- смена темы: "Устала, да?
А я вот вчера видела платье своей мечты, но не было моего размера";
- допрос: "А почему? Что случилось? Как же ты домой доберешься-то теперь?";
- "диагноз": "Тебе не подходит эта работа. Ты поэтому так устаешь каждый день";
- формулу "ты должна/ты не должна": "Ты должна больше спать и меньше беспокоиться о своем здоровье".
И это уже не говоря об открытой грубости, прямой агрессии или критике. Если Вам показалось, что какие-то приемы из перечисленных свойственны Вам в общении с другими людьми, то от этого нужно попытаться постепенно избавиться, так как все они ведут к умножению обид и взаимному непониманию.
Слушаю и слышу
Активное восприятие – важнейшая часть эмпатического общения. Чтобы показать человеку, что Вы его понимаете, как минимум, его нужно действительно услышать. Вам могут помочь несколько методов. Вот они:
- не продумывайте свою речь. Это внутренняя деятельность мешает Вам воспринимать говорящего;
- поборите искушение говорить о себе. Если считаете необходимым или полезным привести пример из личного опыта, сделайте это кратко;
- не игнорируйте невербальные проявления собеседника. Такими могут быть, например, непроизвольное дрожание рук, учащенное дыхание, движения глаз;
- не меняйте тему разговора. Как Вы помните, можно лишь задавать вопросы, в том числе и наводящие;
- не молчите – это создает тяжелое впечатление, что до Вас "с трудом доходит". Если Вы по каким-то причинам не в состоянии говорить, хотя бы кивайте или задействуйте возможности мимики;
- не притворяйтесь, что Вы полностью понимаете другого, если в действительности это не так.
Поддержи другого
Кто из нас не делал звонок близким с целью получить немного сочувствия и поддержки? Наверняка Вам знакомо чувство некоторого бессилия, когда подруга или коллега делятся своей проблемой, а Вы толком не знаете, как их поддержать. В таких случаях Ваши эмпатические способности оказываются востребованы как никогда. По сути, Вам предстоит мини-психологическая консультация. Как же лучше провести такой непростой разговор?
Хорошо, если Вы уже умеете применять на практике многое из того, о чем мы говорили, понимаете чувства других людей и отказались от "запрещенных приемов". Если же пока этого не произошло, то вот своеобразный "краткий курс", который поможет Вам в любом сложном разговоре.
Прежде всего, вспомните, что не стоит давать прямые советы, даже если Вас об этом просят. Ваша задача несколько в ином, а именно - своим поведением и словами помочь другому услышать самого себя, немного разобраться в своих эмоциях и потребностях. По этой же причине не высказывайте своего мнения по поводу проблемной ситуации, даже если оно происходит из Ваших твердых жизненных принципов и установок. Скорее всего, Вы не знаете всех фактов, чтобы делать выводы. В любом случае, каждый имеет право на свою версию.
Исходя из этих соображений, осторожно исследуйте проблему, проверяя фактическую сторону дела. Кто, что, где, когда и кому сказал?
Чтобы собеседник убедился, что Вы его понимаете, вкратце перескажите смысл его слов. Если ситуация запутанная или эмоционально насыщенная, это потребуется сделать несколько раз. Если Вам показалось, что разговор уходит от важной темы или возможного решения проблемы, постарайтесь мягко вернуть его в прежнее русло. Все трудности невозможно разрешить сразу. И, наконец, всегда храните тайны, которые Вам доверили другие.
Автор: Анна Битько
Прочтений: 321
Статья о интимных отношениях получена: www.myJane.ru