Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Семейная жизнь » Семейная жизнь » Психология цвета

 

Психология цвета

 

 

Психология цветаЦвет всегда окружал человека и воздействовал на него, феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Сотни поколений философов и ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на человеческий микрокосмос. Древние индусы, например, считали человека "светоносным" ("теджаси"), подразумевая под этим единство цветовой энергии и "соков" тела. Согласно доктринам индийских йогов, человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков.

Культура культуре рознь

Очень сложно отделить психологию цвета от его символики.

загрузка...

 

 

Символическое значение цвета складывалось у определенных народов на протяжении веков. Взять, например, черный и белый цвета. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучат предупреждения об его угнетающем воздействии. Традиционно черный - это цвет траура. Белый же цвет, наоборот, ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. Поэтому подвенечное платье в западных странах традиционно белого цвета. Никому не придет в голову надеть белые одежды на траурную церемонию, и ни одна невеста не пойдет под венец в черном платье. Однако в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура...

Но, с другой стороны, различные общества приписывают одному и тому же цвету схожие свойства. Так, например, мнение специалистов фэн-шуй о свойствах цветов во многом совпадает с мнением западных ученых. Это говорит о том, что каждому цвету присущи определенные качества, которые заложены глубоко в его природе. Именно эти свойства выявлялись человеком и переходили от одной культуры к другой.

Цвет - мощнейший психологический фактор

Воздействие цветов исследовалось во многих серьезных научных экспериментах. Но, тем не менее, оно до конца не изучено. Известный психоневролог В. М. Бехтерев утверждал: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры".

Цвет действует и на тело, и на душу человека: он вызывает физиологические реакции, влияя на работоспособность и на жизнедеятельность отдельных органов. У цветов есть эмоциональная окраска, которая вызывает определенное настроение, влияет на наше самочувствие, аппетит или сон.

У психологов принято разделять цвета на активные и пассивные. Активные действуют возбуждающе - они дают "встряску" организму и в состоянии ускорить процессы жизнедеятельности (это ярко-красный и ярко-оранжевый оттенки, в меньшей мере – желтый). Пассивные разнообразнее по своему воздействию - одни успокаивают, умиротворяют (это светлые оттенки зеленого, розовый и голубой, отчасти белый), другие нейтральны (зеленый, синий), третьи вселяют неуверенность, тревогу, тоску, уныние (лиловый, фиолетовый) и откровенно пугают, угнетают (темно-коричневый, черный).

Удивительные метаморфозы мы испытываем при общении с различными цветами. Самым ярким примером тому служит тот факт, что некоторые цвета обладают лечебными свойствами. Терапия с использованием цветного освещения получила название хромотерапия. Термин произошел от греческого слова "chroma" - "свет". Этот метод лечения был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные стекла или кристаллы.

Лечебные свойства цветов такие:

Фиолетовый имеет древнюю лечебную традицию, лечит меланхолию и ипохондрию, истерию и маниакальные идеи.

Оранжевый способствует пищеварению и укрепляет дыхание.

Бирюзовый способствует развитию чувственности и интуиции и так же, как голубой, действует дезинфицирующе и антисептически.

Психология цветаЗолотой улучшает работу сердца, способствует повышению духовной активности и пробуждает творческое мышление.

Белый цвет укрепляет и очищает весь организм. Он преумножает целительную силу любого другого цвета, вместе с которым он используется.

Черный успокаивает эмоционально взвинченных людей, нейтрализует конфликты.

Все оттенки яркого красного рекомендуются при анемии, менструальных болях, пониженном кровяном давлении, болях в суставах, простудах, при повышенной температуре.

Желтый цвет помогает продлить хорошее настроение. Он же усиливает аппетит и является добрым помощником в работе желудочно-кишечного тракта.

Зеленый цвет снимает умственное и физическое напряжение, стабилизирует давление, исцеляет головную боль и мигрени, устраняет покраснение и усталость глаз, помогает при сердечно-сосудистых недомоганиях.

Цвет и характер

Каждый человек отдает предпочтение какому-то цвету или нескольким цветам, в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д. Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Психологи часто используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов.

Тест Люшера, применяемый профессиональными психологами, требует для своего применения специальной подготовки, он весьма сложен, но эффективен. В основе теста лежит идея, согласно которой выбор индивидом той или иной цветовой последовательности отражает во всей полноте его эмоционально-чувствительную сферу.

По результатам теста можно сказать, что человек, выбирающий преимущественно красный цвет, доверчив, но излишне эмоционален и агрессивен.

Если явно выделяется желтый, то такой человек внушает окружающим доверие, оптимистичен и внешне дружелюбен. Но постоянная улыбка на его лице чаще всего — маска, за которой скрывается сильное внутреннее напряжение.

Преобладающий сине-зеленый цвет свидетельствует о том, что человек робок и слаб, но опасен для тех, кому случится встать на его пути. И, наконец, предпочитающие светло-синий сговорчивы, ленивы и не знают меры в еде и питье.

Реклама в цвете

Психология цветаБезусловно, в современном мире свойства цвета активно эксплуатируются в различных областях. Важнейшую роль цвет играет в рекламе. Цветная реклама привлекает на 50% больше потребителей, чем черно-белая. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — это "дорогие" цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в дорогих фирменных товарах очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Это делается для того, чтобы показать значимость и престижность. Например, этот прием используют многие производители дорогих спиртных напитков, в частности — виски Johnny Walker. Этот же подход практикуется при создании дорогих духов и одеколонов для мужчин.

Эмоции выражаются в цвете

Исследования, проведенные психологами, подтверждают взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и выбором им определенных цветов. Так, радость, веселье заставляют отдавать предпочтение энергонасыщенным цветам (желтому и красному), отрицая цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов.

Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности.

Человек, ощущающий какую-либо опасность, скорее всего, предпочтет зеленый цвет, поскольку он связан с волевым напряжением, и желтый как энергонасыщенный, связанный с потребностью в быстрой разрядке напряжения.

Цвет и работоспособность

Декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда учитывают социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию, ведь каждый цвет действует по-своему. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать... ремонт в офисе.

Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый).

При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой — на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.

Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому — уверенно.

Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цветов стимулирует общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.

Что надо определить для себя любимой?

Стоит задуматься над тем, каким цветам Вы отдаете предпочтение, какого цвета у Вас одежда, предметы какого цвета окружают. Важно понять для себя, среди каких цветов Вам наиболее комфортно, и в зависимости от этого подбирать для себя обстановку. Может быть, стоит поменять часть одежды на что-то более яркое или светлое, а может, купить новые шторы в спальню. Ведь немного порадовать себя любимую никогда не повредит. Комфорт во всем – это важная составляющая нашей жизни, это улучшение самочувствия и работоспособности, а что самое главное - повышение настроения!

Серафима Велькович
05.07.06

Статья получена: Женский журнал Клео.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Психология цвета":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota Camry: Птица цвета ультрамарин

В тесте участвуют автомобили: Toyota Camry Для удачливых частных предпринимателей, адвокатов, старших менеджеров банков и других представителей славного сообщества ударников капиталистического труда существует специальный сегмент на авторынке — так называемый бизнес-класс. Самый яркий его представитель — Toyota Camry.

» Японские автомобили - 2701 - читать


Цвет автомобиля может сказать о многом

Многие психологи считают, что цвет автомобиля может много сказать о его владельце. Для выяснения какой-либо закономерности даже проводилось несколько исследований, однако они не смогли определить взаимосвязь между цветом автомобиля и характером человека. И все же определенная закономерность присутствует.

» Разное - 3737 - читать


Найдены товарищи на вкус и на цвет

Хоть и говорится в известной поговорке, что «на вкус и на цвет товарищей нет», но потребности маркетинга диктуют именно такие задачи – найти самые популярные цвета. Компания DuPont, мировой лидер по производству красок, с целью понять, что ей производить и куда двигаться дальше, пересчитывает продаваемые в Северной Америке автомобили, отмечая, в какой цвет они выкрашены. Результатом становится годовой Color Popularity Report, или Отчет о Популярности Цветов.

» Разное - 2073 - читать


Психология баннерной рекламы

Небольшой тест: кто может назвать продукт, баннерная реклама которого была в верхней части страницы? Примерами являются даже те объявления, присутствие которых не регистрируется большинством браузеров. Однако согласно исследованию, опубликованному в журнале «Consumer Research», в этом нет ничего страшного.

» Продвижение и оптимизация - 2013 - читать


CSS: фон и&nb p;цвет

При создании веб-страниц цветовое решение является, пожалуй, одним из самых важных параметров, влияющих на их (страниц) восприятие и удобочитаемость. И в сегодняшней заметке мы расскажем, как задавать цвета различных элементов с помощью каскадных таблиц стилей — CSS.

» Интересное в сети - 1811 - читать



Статья на тему Дом и семья » Семейная жизнь » Семейная жизнь » Психология цвета

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru