Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
Андрей Макаревич
Кто такой манипулятор? Это и уважаемый бизнесмен, стремящийся к успеху (своему собственному, разумеется) с помощью служащих, представляющих для него единицы времени и таланта, купленные за месячную плату. Это и рабочий, которого интересует лишь заработная плата, а не выполняемая работа, и здоровый человек, предпочитающий получать пособие по безработице, а не работать.
Это и муж, скрывающий размеры своего дохода от супруги с тем, чтобы иметь возможность припрятать что-то про запас для личных нужд. Это депутат, тем больше выступающий с длинными банальностями, чем меньше он может предложить своим избирателям, и стареющий родитель, цепляющийся за болезнь, чтобы привлечь внимание своих детей, и политик, который обещает все, кроме новых налогов.
Манипулятор - это легион. Он - все то в нас, что сознательно, подсознательно и неосознанно применяет обманные трюки, которые позволяют нейтрализовать, приглушить нашу подлинную природу, низведя себя и наших близких до уровня вещей, подвластных управлению и контролю.
Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно. Благодаря ей существование человека становится более комфортным, но благодаря ей же он утрачивает способность переживать ценность и полноту своего существования.
Сокрытие своих истинных эмоций - таков удел манипулятора. Его цель - окончательно освободиться от каких бы то ни было чувств по отношению к окружающим людям и начать использовать их как неодушевленные предметы, как вещи.
Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некое "должное впечатление". Из живого человека он превращается в озабоченный автомат, не желающий признаваться в своих ошибках и постоянно обвиняющий в них кого-то или что-то другое. Он цепляется за уводящие в сторону объяснения, между тем как язык его тела говорит правду, выдавая манипулятора с головой: на любых его действиях, будь то отсутствующее выражение лица, надутые губы, каменная отчужденность или профессиональная улыбка, лежит печать неискренности, отсутствия действительной вовлеченности. Не имея своего лица, манипулятор обзаводится маской, которая, как он думает, понравится аудитории и произведет желаемый эффект.
Ярким примером манипулятора может служить бизнесмен, слывущий среди коллег соблазнителем секретарей. В действительности же секс как таковой его не интересует. Завлекая их в постель, он занимается манипулятивным спортом, демонстрирующим его силу. Сам же он от подобных занятий может испытывать лишь упадок сил.
Есть и такой, условно назовем его "нытик". Неизменно при встрече с вами первые четверть часа он посвятит подробному описанию того, как плохо у него идут дела,- несмотря на то, что в действительности дела его идут прекрасно.
С другой стороны, манипулятор думает о своей деятельности, как о постылой поденной работе, которую следует поскорее сбыть с рук. Он считает, что удовольствие, учеба и развитие отведены детству и юности. Когда он достигает зрелости, он отрекается от жизни.
Сколь отлична реакция манипулятора, которому не удалось продвинуться по службе или получить прибавку к жалованью, столь милую его сердцу. Придя домой, он умудряется переложить половину вины на своего давно умершего родителя, который его тиранил, на свою жену, которая плохо приготовила еду именно в то утро, или на кого-либо еще.
Теперь он может напиться или заболеть, стать мрачным, продолжить пассивную забастовку против себя, человечества, своего глупого алчного шефа.
Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше. В течение многих сотен лет люди ищут и некий авторитет, который бы решил за них, что такое хорошо, а что такое плохо. Парадокс, конечно, состоит в том, что это ведет к определению "хорошего" как приятного авторитету, а "плохого" как неприятного авторитету. Важно и то, что моральные концепции добра и зла ведут к психологии отвержения, поскольку индивид должен решить, какие части его хороши, и в дальнейшем стараться быть этими частями, он должен решить также, какие его части плохи и отвергнуть их. Не трудно прийти к заключению, что такие решения порождают в индивиде непрерывную "гражданскую войну",- он никогда не уверен до конца, что есть зло и что есть добро.
Давайте рассмотрим манипулятивные системы. Они могут быть определены как манипулятивные или игровые стереотипы. Можно выделить четыре основных:
- Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет "попирающего" и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от их бессилия.
- Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя "попираемого". В то время как активный манипулятор выигрывает посредством поражения, пассивный позволяет активному манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает попирающего своей вялостью и пассивностью.
- Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть: третьего не дано. Для него жизнь - это битва, где все остальные люди соперники, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами "попирающего" и "попираемого", и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным манипулятором.
- Четвертая (основная) форма манипулятивной системы - это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: "Мне наплевать". Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать,- иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения нередко существуют между мужьями и женами. Примером тому служит игра в "угрозу развода", когда манипулятор надеется подчинить себе партнера, а вовсе не разойтись с ним.
Рассмотрев различные системы манипуляции, мы приходим к выводу, что все они зиждутся на одной философии: манипулятор относится к себе и другим людям как к неодушевленным предметам. Обращаясь далее к рассмотрению прямой противоположности манипулятора - актуализатора, мы постараемся описать такое отношение к жизни, которое противостоит любой манипулятивной системе.
По мнению всемирно известного психолога А. Маслоу актуализационное поведение представляет не что иное, как творчески выраженное манипулятивное. Все мы манипуляторы, но вместо того, чтобы отвергать наше манипулятивное поведение, нам следует попробовать превратить его в актуалиэационное.
Альтернативу психологии отвержения можно определить как естественный контроль или контроль без отвержения. Это не контроль над другими, а внутренний самоконтроль и самопознание. Актуализатор в своем поведении отталкивается не от общепринятых стереотипов, а от естественных потребностей своей личности, поэтому обычно сразу не бывает признан обществом. Он доверяет как своей собственной природе, так и природе человека вообще, не стараясь переделывать себя и других. Его цель - проявить себя как можно полнее. Его задача - быть естественным и всегда оставаться самим собой. В процессе познания себя самого и окружающего мира актуализатор обычно стремится выработать свою собственную систему оценки добра и зла. Это не значит, что он отвергает авторитетные суждения и не опирается на общепринятые понятия. В отличие от манипулятора актуализатор стремиться разобраться до конца в каждой конкретной ситуации и не ждать пока кто-то за него оценит что хорошо, а что плохо, и укажет ему как нужно себя вести, чтобы соблюсти все рамки приличия. Образно говоря, если манипулятор подбирает картину к раме, то актуализатор подбирает раму к картине. Обычно актуализатор проигрывает сражение, но выигрывает битву. У него нет страха перед начальником, он не боится критики, он не боится искренне любить, он не боится остаться без чужого внимания или быть отвергнутым. Его психическое здоровье, спокойный сон, полноценность и радость от каждого прожитого им дня, вытекают из желания самостоятельно докопаться до истины. Поэтому он учится всю жизнь. Это не значит, что он посещает одни курсы повышения квалификации за другими. Он учится у других людей, не взирая на их чины и звания. Выше всего он ценит компетентность, а не авторитет. Если манипулятор всегда ищет внешнюю опору, цепляясь за общественные стереотипы как за костыли, то актуализатор ищет внутреннее равновесие и свои критерии оценки реальности. Естественно, что он поначалу чаще падает и больше набивает себе синяков, но зато потом прочно стоит на ногах и всегда может ясно определить свою жизненную позицию. Манипулятор же, опираясь на костыли легче проходит первую половину жизненного пути, а во второй уже не может без них обойтись.
Верная половина жизни, пишет Карл Юнг, включает приобретение образования, профессионализма, женитьбу и карьеру, тогда как вторая - это время, отведенное для развития внутреннего Я. Если такого развития не происходит, предупреждает Юнг, индивид начинает болеть, поскольку правила послеполуденной жизни иные, чем утренней.
Подводя итоги всего изложенного выше, мы делаем вывод, что защитится от манипуляций можно только актуализируя свое поведение. Даже маленькая ложь может стать причиной больших жизненных неприятностей, в особенности, если мы лжем самим себе. Почему актуализатор становится недоступен для манипуляций? Потому что манипулятор всегда идет по кругу, а актуализатор развивается по спирали.
Хотелось бы закончить эту статью словами из известной песни Андрея Макаревича: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!"
загрузка...