Разные архитектурные стили, возникая в разное время, являются отражением развития человеческой мысли, технического прогресса и процессов, происходящих в обществе. Архитектурные сооружения и интерьеры, как свидетели истории, сохраняют для нас память о драматических событиях в жизни государств и отдельных людей.
XIX век называют золотым веком русской культуры. Но наряду с развитием литературы и изобразительных искусств - это век высочайшего взлета русского декоративно-прикладного искусства и золотой век русской усадьбы. После Отечественной войны 1812 года по всей территории России начинают возрождаться разрушенные войной и строиться новые усадьбы русских дворян, людей богатых и, как раньше говорили, средней руки.
Такими усадьбами, большими и малыми, богатыми и скромными "усеяна вся наша живописная и унылая, холмистая и покрытая болотами или степная Русь". Обычный порядок расположения построек усадеб очень красив. Центральный корпус и примыкающие к нему крылья - прекрасно знакомый нам план, положенный в основу и Таврического дворца Старова, и Павловского дворца Кваренги. Строгий и в то же время изящный классицизм, царивший в конце XVIII - первой половине XIX века не только в России, но и в Европе, в начале XIX века достигает своего расцвета и получает название "ампир" (фр. Empire - империя). Но если в Западной Европе этот стиль, выражающий претензии на имперское величие Франции, был парадным и холодным, то в России он становится уютнее, "домашнее", скромнее, не теряя при этом красоты и изысканности. Немалую роль в этом сыграла русская усадьба.
Понятие интерьера включает архитектурное решение помещения, отделку стен, потолков, полов и предметы интерьера. Русские архитекторы и художники XIX века, создавая интерьеры дворцов и усадеб, как правило, проектировали и мебель. Сохраняя свою функциональность и удобство, мебель постепенно становится изящнее. Именно в начале века складываются комплекты мебели, предназначенные для определенных интерьеров, которые мы привычно называем "спальня", "кабинет", "столовая", "гостиная". Стулья, кресла и диваны повторяют изгибы человеческого тела, маленький изящный столик раскладывается, превращаясь из столика для рукоделия, то в письменный стол, то в мольберт. За раздвижной обеденный стол-"сороконожку" могли сесть от восемнадцати до восьмидесяти человек - сколько было приглашено.
Архитектура классицизма и, в частности, ампира, как известно, основана на образцах Древней Греции и Рима. Строгость линий, гармония пропорций, ясно выраженная конструкция - все эти характерные черты классической архитектуры проявились и в мебели. Некоторые предметы порой напоминают архитектурное сооружение в миниатюре. Ножки в виде стройных, устремленных ввысь колонн заканчиваются изящными капителями и украшаются каннелюрами (вертикальными желобками). Спинками стульев служат лира, переплетенные стрельчатые арки или веер из пальмовых листьев. Орнамент резьбы или бронзовых украшений тоже представляет собой вариации античных мотивов - меандр, лавровые венки, листья аканта. После войны 1812 года популярность приобретает военная, триумфальная тема. В орнаментах предметов интерьера появляются мотивы древних вооружений: боевые доспехи, щиты, мечи, шлемы, копья.
Но русские мастера не просто заимствовали "стиль империи", копируя произведения французских мебельщиков, а творчески переработали его так, что за свои национальные особенности в России этот стиль заслуженно получил название "русский ампир".
Наиболее часто используемой древесиной для изготовления мебели поначалу было красное дерево. В конце XVIII века в России был введен запрет на ввоз в страну ряда товаров, в том числе красного дерева. Русские мастера нашли ему не просто достойную, но и превзошедшую все ожидания замену - карельскую березу, которая стала визитной карточкой нового этапа развития русского мебельного искусства. Особенно полюбил карельскую березу Карл Иванович Росси, который не только строил дворцы в Санкт-Петербурге, но и уделял внимание проектированию предметов интерьера. Трудно забыть знаменитые гарнитуры Росси из карельской березы, подлокотниками в которых служат величественные лебеди с изящно выгнутыми шеями. Богатство текстуры карельской березы, ее цветовой гаммы - от коричневато-желтых до золотисто-охристых тонов, ее солнечная теплота не только вносят разнообразие, но и наполняют интерьер светом даже в пасмурный день.
Андрей Никифорович Воронихин, прославленный автор Казанского собора, внес достойный вклад в мебель русского ампира. Египетские мотивы были его излюбленной темой: ножками столов и консолей чаще всего служат человеческие фигуры в египетских одеждах или грифоны и сфинксы. Воронихин первым начал использовать стекло в мебели, и не просто кусочки смальты в качестве мозаичных вставок, а цельные столешницы из смальтового стекла. И, несмотря на кажущуюся массивность некоторых изделий, для творчества Воронихина характерны не только строгая величавость и лаконичность форм, но и деликатность и утонченность в пропорциях.
Во времена расцвета русского ампира ломберные столы и всевозможные столики, в том числе "бобики", получившие свое название из-за столешницы, выполненной в форме боба, часто украшались маркетри. Темами картин, набранных из шпона различных пород дерева, служили сельские пейзажи, букеты полевых цветов или геометрические орнаменты. Мягкая мебель обивалась штофом, шпалерами или ручной вышивкой. Штоф мог быть полосатым или украшенным букетами цветов. Создавая интерьеры дворцов и усадеб, архитекторы достигали стилистического единства, выполняя в одном ключе архитектурные детали, рисунок ткани, орнаменты стен, паркета, дверей, мебели.
Классический интерьер не случайно пережил смену эпох и стилей - мода изменчива, а благородство и аристократизм классического интерьера непреходящи. Удобство и продуманность мебели, изящная строгость и изысканность декора, уют и ненавязчивость позволяют человеку чувствовать себя комфортно. Времена меняются, но ценности, сохраняемые классикой, вечны.
По материалам фирмы "Арт-Артель"
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru