В определенном смысле оставаясь загадкой, стекло всегда притягивало современников и поражало богатством предлагаемых возможностей. Сегодня его хрупкая невесомость востребована наравне с метафизическим стоицизмом, а природное изящество - с очевидной функциональностью Довольно легко преодолев категории мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства, стекло уверенно вошло в сферу организации пространства.
На пути к микромиру
Надо сказать, что это вторжение произошло сравнительно давно. И предпосылки его следует искать прежде всего в архитектуре. Стекло прошлого столетия уже вовсе не напоминает робкие (хотя, признаться, живописные) вкрапления и романтические прелюдии рубежа XIX-XX веков.
Оно тем более далеко от той вспомогательной роли, которую отводили ему классицистическая и барочная традиции. Архитектура XX века представляет собой равноправный союз стекла и металла, стекла и бетона, стекла и камня. Буквально сразу и очень быстро, переориентировавшись с общего на частное, стекло предприняло экспансию и в мир интерьера. В поэтическом прошлом осталась поверхность, преломляющая свет в изгибах, ребрах и гранях; гладь, насыщенность цветом которой обращала к тому или иному символу; материал, изумляющий тонкостью и прозрачностью, и т. д. На первый план вышло стекло как конструктивный элемент, как функциональная составляющая.
Обязательный компонент и один из основных атрибутов пресловутого хай-тека, стекло снисходительно принимает положенные ему теперь по рангу почести. Однако чуда не произошло - непременным и массовым присутствием стекла во всех областях человеческой деятельности напрочь погублена идея, довольно удачно сформулированная полтора столетия назад Уильямом Моррисом. Безликость и однообразие стеклянных коробок в архитектуре и перегородок в интерьере, пришедших на смену авторскому видению, лишь на первый взгляд образуют некое подобие стиля. На самом деле они отбросили нас далеко назад, туда, где забыты и ручная обработка материалов, и ремесленные технологии, и качественная художественная продукция, где вместо затейливости и индивидуальности царят функциональность, простота и лаконизм.
На этой волне во второй половине прошлого века и возникла крайняя востребованность в стекле, в том числе и как в способе построения пространства. Ширмы и экраны, двери и межкомнатные перегородки, мебель и лестницы, светильники, витражи и т. д. - все это, веками наполнявшее жилище человека, с успехом начинает воплощаться в стекле, которое с каждым днем находит все большее применение в современном интерьере. С той лишь разницей, что день сегодняшний, преодолев «болезни роста» стиля высоких технологий, вновь обращается к необходимости авторского начала в любой детали обстановки.
Свет: и никакого обмана
Стекло всегда было и остается яркой приметой своей эпохи. Недаром специалисты довольно точно могут определить исторический возраст того или иного стеклянного предмета искусства, существующего вот уже пять тысяч лет. Несомненно, когда-нибудь и наше время попадет в сферу интересов и изучения далеких поколений ученых и искусствоведов. И тогда станет очевидно, что именно современность вписала в многовековую историю стеклоделия страницу, посвященную стеклу как интерьерному жанру. Впрочем, сегодняшние художники и дизайнеры вряд ли задумываются на эту тему чаще, чем когда-то ремесленники Месопотамии или Древнего Египта, еще не умевшие толком варить бесцветное и прозрачное стекло и только нащупывающие пути к освоению формовки и лепки, раскатки и прессовки, резки и резьбы, выдувания и полировки. Сегодняшние технологии сметают практически любые ограничения в производстве стекла, а потому современному художнику подвластно многое. Это утверждение прекрасно подтверждается в случае со светильниками. Тем более что, как уверяют нас специалисты, ничто так не влияет на формирование настроения пространства, как освещение.
И тут, несмотря на довольно уверенную позицию хай-тека, все же можно говорить о некотором смещении в сторону классических приемов освещения. Свидетельством тому может стать хотя бы то, что в моду снова входят хрустальные чешские люстры. Или, скажем, еще один показатель: столь экстравагантные светодиодные светильники, как ни старались их приверженцы, все же не привились в условиях жилого пространства. Скорее всего, и точечным встроенным светильникам в скором времени предстоит капитулировать перед полчищами электрических лампочек, обрамленных художественным стеклом, - матовым или прозрачным, гладким или рельефным, тонким или многослойным, сияющим или цветным.
До сих пор, несмотря на происки всевозможных восточных, этнических и просто радикально минималистских веяний, стекло остается вне конкуренции.
Мозаичные панно
Кстати, сегодня самое время вспомнить об увлечении столь популярными некогда разноцветными панно - иными словами, витражами. В наши дни живопись на стекле, помещенная в интерьер, вновь более чем актуальна. Конечно, для полноты восприятия не плохо было бы очутиться где-нибудь, скажем, в Аугсбурге или Шартре, Реймсе, Амьене или Руане. Тогда бы грандиозные мозаичные полотна из разноцветного стекла навсегда остались в памяти как нечто ошеломляющее. Однако известны и другие способы приобщения к витражному искусству. И один из них - витражные украшения в своем доме.
Как известно, применение цветного стекла в архитектуре насчитывает не одну тысячу лет: мы знаем, что плоское цветное стекло, созданное при помощи алебастра и селенита, придавало неповторимую декоративность еще монументальному зодчеству древнего мира, а позже преломляло полумрак интерьеров средневековых храмов и замков. Стоит ли говорить об относительно недавней эпохе европейского модерна, когда всякий уважающий себя архитектор считал своим долгом использовать в оформлении домов фрагменты разноцветных стеклянных картин.
Таким образом, витраж всегда фигурировал в архитектуре в двух ипостасях - в интерьере и в экстерьере - и по сути отгораживал от пространства Вселенной ту небольшую ее часть, которую люди называли своим домом. Вполне естественно, что со временем витраж занял достойное место и в нем самом.
Плененная красота
Витражная перегородка становится сегодня все более привычным элементом жилья. Словно сойдя с именитых витражей прошлого, стеклянная мозаика входит в повседневный быт. Это может быть как небольшая прозрачная конструкция наподобие переносной ширмы, так и массивная стационарная стеклянная стена. В зависимости от общей направленности помещения, а главным образом - от его стилистики, архитекторы по-разному интерпретируют витражное стекло в интерьере. Тем более что в сравнении с классической технологией изготовления витража - сопряженной с использованием свинца, сегодняшнее производство в некотором смысле упростилось. И в живописи, и в технологии в моде вновь стилизованные мотивы эпохи модерна. Не случайно сейчас востребованной оказалась техника изготовления витража из стекла со снятыми по периметру фасками (или фацетами), столь популярная в начале XX века. До сих пор массивное и очень богатое в декоративном отношении стекло в прочном латунном или медном обрамлении лучше всего воссоздает атмосферу старины. Кстати, это относится не только к витражам, но и к стеклу вообще. В частности, так называемое «опаловое» стекло, яркое по цвету и мутное, мерцающее и создающее неповторимый художественный эффект, - одно из удачных решений в интерьере.
Наряду с техниками, успевшими оставить свой след в истории, появляются и относительно новые приемы обращения со стеклом, например фьюзинг, или, иначе, спекание. Эта технология позволяет создавать объемную и гладкую поверхность, геометрический рисунок или же предметное изображение. По свидетельствам специалистов, цветной витраж, выполненный в технике фьюзинга, широко востребован сегодняшним заказчиком. Он оказывается столь же естественным для хайтек-интерьера, как витраж со снятым фацетом и изображениями ирисов или павлина для обстановки столетней давности. Впрочем, в последние годы появились еще более современные виды стеклянных мозаик, и среди них пленочный и комбинированный витраж.
Разумеется, витраж был и остается довольно частым мотивом в мебельном производстве; никто не отменял его и в качестве остекления; с его помощью создаются эффектные межкомнатные двери. Однако пика своей популярности в искусстве оформления интерьера витраж достиг, пожалуй, в создании фальшокон.
Мода на абсурд
Сегодня ни у кого не вызывает удивления дверь из тонированного стекла, ведущая из спальни в ванную комнату. Давно перестала шокировать публику прозрачная лестница на второй этаж, поднимаясь по которой не один раз вспомнишь знаменитую фразу «Отчего люди не летают?». А уж стеклянная перегородка, разделяющая (или объединяющая?) территории кухни и гостиной, давно стала привычной. Прогресс налицо. Меж тем культурная революция продолжается. Постепенно мы усвоили, что есть пентхаус в отечественном исполнении и какую роль в нем играет стекло. Наконец, многим пришлось смириться не только со стеклянным потолком, но и со стеклянным полом, куда более экзотичным. Не говоря уже о том, что именно стеклу пришлось опровергнуть историческую очевидность и сложившиеся представления подавляющего большинства о загородной фахверковой постройке: Сдается, еще немного - и расплавленные массы стекла хлынут в наше сознание. Да так, в потоке, и застынут там.
А что же интерьер? Наличие стеклянных поверхностей внушительной площади можно считать стилеобразующим фактором, позволяющим формально отнести данный интерьер к одному из наиболее популярных у нас направлений постмодернизма. Однако обстановка, созданная по всем канонам хай-тека, абсурдна, поскольку не удовлетворяет главному требованию к домашнему интерьеру - удобства для жизни. Она эстетична - да, обсуждаема - вне сомнения, необычна - пожалуй. Но с точки зрения здравого смысла и душевного здоровья - неприемлема. Поэтому, несмотря на безусловно широкие декоративные возможности и «продвинутость» сегодняшних технологий производства, стекло в интерьере конструктивно правомочно лишь до тех пор, пока это не противоречит комфорту и безопасности. Остальное - эпатаж.
В обстановке прозрачности
Мебель решает хоть и не все, но многое. Если в предыдущие эпохи производство художественной мебели допускало разного рода незначительные «включения» стекла, обычно в виде полочек или столешниц, то сегодня стекло здесь - главное действующее лицо. Разве что с легким «металлическим» налетом. Стойки и стеллажи, комоды и горки, трельяжи и этажерки, столы и стулья - словом, за малым исключением все то, что мы традиционно принимали в деревянном варианте, в металле или, на худой конец, в виде пластика, логическим образом пришло к стеклу. Почему бы нет?
Что характерно, стеклянная мебель перестает быть экзотикой. Еще совсем недавно ее ареал не простирался дальше пределов ванной комнаты, а сегодня она уверенно распространяется по всей территории жилого пространства. Несмотря на объективную холодность (как бы там ни было, стекло - материал довольно специфический) и в силу конструктивных особенностей, стеклянная мебель предназначена в основном именно для дома.
С точки зрения моды стекло идеально вписывается в атрибутику сегодняшнего дня. С позиций архитектуры - оно выступает в качестве безжалостного разрушителя замкнутых форм. В философском смысле оно претендует на роль апологета открытых пространств. Именно поэтому в теории и практике искусства создания интерьера эксплуатация стекла представляется столь многообещающей. В рамках таких категорий, как эстетика и функция, красота и утилитарность, стеклу предстоит раскрыть еще многое из своего потенциала.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru