Цветное стекло и хрусталь
Пожалуй, нет в доме более демонстративного предмета, чем цветочная ваза. По этому простому сосуду можно определить многое, если не все: и вкус хозяйки, и ее пристрастия, и следование за модой, и характер. Мода на вазы меняется стремительно и радикально: то в почете тяжелый богемский хрусталь, резной, с гравировкой, то простое стекло, то разноцветное, радующее глаз виртуозной техникой.
Одно время все повально увлекались сосудами из простого прозрачного стекла, часто по своей форме напоминающими химические колбы. Те, кто несколько лет назад накупил «аптекарскую посуду» в больших количествах, немного жалеют об этом: на видное место пустую колбу не поставишь, интерьер не украсишь, но зато как выручают вазы-склянки, когда в доме появляется букет!
Их аскетичная, подчеркнуто функциональная форма, прекрасно оттеняет любые цветы — от розы до одуванчика.
Самым популярным из цветного стекла в последнее время можно назвать муранское. Крапчатое или «агатовое», когда заготовку будущего сосуда обкатывают в цветной крошке, «филигранное» (филигранью называют узор из стеклянных нитей, выложенный вдоль стенок сосуда), наконец, выполненное в знаменитой технике «миллефиори» — для этого мастер скатывает тысячи рулетиков из обрезков цветного стекла, нарезает их, вплавляет и получает — нет не вазу, а настоящее поле, расцветшее диковинными цветами. Впрочем, муранское стекло при всей своей броскости имеет «вершины» в лице таких знаменитых фирм, как Venini или Barovier & Tosso, чья продукция находится в музеях, и «ложбины» в виде массовой сувенирной продукции, заполонившей все венецианские лавки. Весь фокус в том, что российские продавцы не спешили информировать об этих перепадах наших покупателей и продавали все цветное стекло по заоблачным ценам.
К 2005 году страсти улеглись, горизонты расширились, знаний у потребителя стало больше, а к выбору вазы стали относиться проще. Нашлось в современном модном доме применение и гравированной классике, и цветному авангарду, и простому стеклянному кувшину.
Снова стал пользоваться спросом «мягкий» хрусталь с бриллиантовой огранкой в виде ромбиков (такой, к примеру, выпускает английская фирма Waterford, добавляя в хрустальную массу оксид кремния). Некоторые фирмы рискнули поэкспериментировать и переключились на дизайнерские сосуды (Leonardo, Ligne Roset, Kosta Boda), получив на выходе вазы-молекулы или вазы, похожие на детскую игрушку-юлу. Спрос порождает предложение.
Наконец, обязательным элементом любой домашней коллекции стала ваза-солифлор, то есть ваза на один цветок. Тут уж хозяйский вкус проявляется в полной мере: за букетом здесь не спрячешься, надо, чтобы и сосуд, и цветок были на высоте.
Поднимем бокалы
Некоторые эстеты-японцы, проводя чайную церемонию, наливают чай в пластиковые стаканчики. Тем самым они подчеркивают цель обряда: постичь очарование бедной простоты. Мы, накрывая стол и приглашая гостей, ставим прямо противоположные цели: порадовать друзей комфортом доступной нам роскоши. Именно поэтому следует забыть или слегка изменить популярное высказывание «мне все равно, что и как пить, главное — с кем». Вопрос «как пить» требует серьезной подготовки.
Что тут посоветовать? Гурманам и ценителям хорошего вина стоит обратить внимание на простые стеклянные бокалы, правильно выбрав их форму. Ножка должна быть удобная, а чаша большая, так, чтобы винный букет мог как следует раскрыться в стеклянном шаре. Особо интересующиеся могут изучить продукцию всеми признанной австрийской фирмы Riedel, выпускающей специальные дегустационные бокалы. Фирма проводит сложные исследовательские работы, имеет собственную лабораторию, в результате на свет появляются особые, единственно правильные сосуды для бордо, бургундского, сотерна и т. д.
Тем же, кто не метит так высоко или просто не имеет возможности распивать вечерами коллекционное бургундское, советуем собрать на столе посуду цветную и разношерстную, хотите — из стекла, хотите — из хрусталя (он при чокании звучит намного мелодичнее). Таким образом вы попадете в модную струю, намеченную знаменитыми стеклодувами Baccarat и Saint-Louis: эти почтенные фирмы известны прежде всего яркими хрустальными бокалами: добавление окисленных металлов, таких как медь, кобальт, хром, марганец, дает потрясающую цветовую палитру, усиленную солнечным светом, проходящим сквозь хрусталь. Самые популярные сервизы Baccarat и Saint-Louis именно цветные и нередко придуманы современными дизайнерами, которых охотно приглашают на знаменитые фабрики: для Saint-Louis работали Оливье Ганьер и Матали Крассе, а последнюю коллекцию Baccarat придумывал сам Филипп Старк.
При всем при этом не стоит забывать традиции: например, коктейли на основе джина как пили, так и пьют из бокалов-воронок (правда, производители джина Bombay Saphire регулярно проводят дизайнерские конкурсы на лучший бокал, в последнем, кстати, победили наши соотечественники). А ледяная водка «со слезой» должна наливаться в маленькую рюмку на ножке — ту самую, граненую, из Гусь-Хрустального, которую пользовали еще наши деды — и никакие дизайнерские поветрия здесь не указ!
Общество чистых тарелок
Стоит ли, вслед за рюмками и стаканами, отдать предпочтение стеклянным тарелкам — решать вам. В любом случае это внесет элемент неожиданности и праздничности в ваше застолье, если в будни вы, как и все, едите на керамике или фарфоре. Прозрачное стекло позволит подчеркнуть достоинства яркой нарядной скатерти, разноцветное — включить домочадцев или гостей в игру «кому какая тарелка достанется». Как правило, современная посуда Arcoroc, Arcopal, Luminarc ударо- и жаропрочная, выдерживает и микроволновку, и нашествие наследников. Но главное - с ней стол становится ярче, веселее и аппетитнее.