Все более модной и престижной становится в последнее время стеклянная мебель. Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение, делающий интерьер более "прозрачным", легким и изысканным.
Его использование - один из приемов, позволяющих заявить о современности интерьера.
Этот материал несет в себе столько значений, что самые простые формы в стеклянном воплощении приобретают особый смысл и красоту. Стекло обладает волшебным свойством расширять пространство и преломлять потоки света. Кроме того, его можно комбинировать с другими материалами. Например, прозрачные столешницы отлично сочетаются с кованой и плетеной основой, а также с причудливо выгнутыми или резными деревянными ножками. В некоторых итальянских коллекциях стекло комбинируют с кожей. Особой популярностью пользуются сочетания с полированным алюминием, позолоченной бронзой, отлитыми из металла фигурками слонов, львов, диковинных птиц.
Для создания мебельных конструкций используются стеклянные пластины, толщина которых не менее 8 мм. Чем больше толщина стекла, тем дороже готовое изделие. Стекло, хотя и числится в ряду хрупких материалов, обладает большим сопротивлением - так, лист размером 1 м на 1 м и толщиной 15 мм способен выдержать нагрузку в 100 кг.
Выбор материала и технологии зависит от функционального назначения мебели и ее эстетической нагрузки. Как правило, мебельное стекло проходит дополнительную обработку (закаленное, триплекс, а иногда и бронированное).
Современные технологии работы со стеклом (клейка, сплавка), а также способы обработки кромок и поверхностей позволяют сделать из него практически любой предмет интерьера. Вариантов обработки поверхности очень много: стекло может оставаться прозрачным, может быть матовым, с эффектом напыления или украшенным узором, рисунком. Самыми распространенными методами отделки являются: фигурная обработка края стекла (фацетирование кромки), придание эффекта матовости, напыления (пескоструйная обработка поверхности), и конечно же, витраж. Модным направлением стало использование "крэш"-технологии, создающей эффект разбитого, треснувшего стекла.
Стекло - один из самых актуальных материалов для стиля хай-тек с его минимализмом и четкими линиями. Но современные технологии обработки дают возможность экспериментировать со стеклом, создавая пластичные композиции, навевающие ассоциации с классическими эпохами барокко, рококо, модерна. Сегодня дизайнеры утверждают, что прозрачные мебельные конструкции могут вписаться в любой стиль.
Наглядный пример тому - итальянская фабрика FIAM. Ее дизайнеры и технологи разработали такую технологию получения стекла любой нужной толщины и формы, которая позволяет воплощать в жизнь самые буйные фантазии. В стенах компании были разработаны и изготовлены особые печи, позволяющие создавать предметы обстановки из гнутого (плавленого) хрустального стекла. Тончайшая дизайнерская работа, воплотившаяся в эти непредсказуемые трехмерные конструкции, принесла FIAM всемирную славу. Чем больше развивалась технология производства, тем сложнее и изысканнее становились формы изделий.
Среди несомненных дизайнерских находок фирмы - ширма Esse из матового стекла. Этот предмет, изначально предназначенный служить в качестве заграждения, в то же время является полупрозрачным, провоцирующим любопытные взгляды.
В конце 80-х годов прошлого столетия происходит настоящее творческое открытие - FIAM создает стеклянное кресло Ghost. Эта модель демонстрирует способность специалистов компании трансформировать резкие линии стекла в мягкие и плавные очертания изготовленных из него предметов. Кресло-призрак - как будто несуществующее, обманчивое, способно меж тем выдержать даже очень тучную персону.
Другая известная итальянская компания, занимающаяся производством стеклянной мебели, - TONELLI - для создания своих моделей использует не гнутое, а литое резаное стекло. В 1987 году был проведен необычный эксперимент: два листа стекла соединили встык и образовали таким образом устойчивую пространственную форму - стол, причем после соединения листы оставались прозрачными на стыке. Раньше для соединения отдельных листов стекло подвергали воздействию высоких температур или использовали металлические вставки. Открыв способ соединения стеклянных пластин без применения каких-либо дополнительных материалов, фабрика TONELLI представила дизайнерам почти безграничные возможности для воплощения в жизнь самых фантастических идей.
Часто в своих изделиях специалисты TONELLI используют комбинацию нескольких видов материалов. Например, для создания кресла-шезлонга применяется сочетание стекла и стеганая кожа белого и черного цвета. Эта модель состоит из двух прозрачных панелей, между которыми натянут своеобразный кожаный гамак. В коллекции фабрики существует несколько вариантов исполнения комодов с использование деревянных украшений. Такие конструкции станут идеальным дополнением интерьера, выдержанного в стиле кантри. Для создания столов со стеклянной основой зачастую используется металл. Успешно объединяют элементы цветного стекла с совершенно прозрачным.
Говорить о цене на стеклянную мебель довольно сложно. Дело в том, что производство качественных изделий из такого сложного в обработке материала, как стекло, возможно лишь при использовании высокотехнологичного оборудования. А оно стоит недешево, что, разумеется, не может не сказаться на окончательной стоимости конструкции. Кроме того, большая часть моделей исполняется в ограниченном количестве, а то и в единственном экземпляре. Такие эксклюзивные вещи - проекты знаменитых дизайнеров - по карману лишь очень состоятельным людям.
Так, самый недорогой журнальный столик от FIAM обойдется в 600 евро, минимальная цена обеденного стола почти 2000 евро. Покупателю знаменитого кресла Ghost придется выложить 3300 евро. Настенная подставка для CD стоит от 320 евро, а напольная - от 740 евро. Стоимость этажерок фабрики TONELLI высотой от 100 см колеблется в пределах 800-1600 евро. Высокие стелажи и шкафчики этой же компании можно приобрести по цене от 2000 до 8000 евро. Существует ряд фирм, в ассортименте которых мебель из стекла, не являясь основной линией производства, представлена достаточно широко. Например, фабрика DRAENERT (Германия), визитной карточкой которой стали роскошные столы-трансформеры, которые могут быть как журнальными (1500-3000 евро), так и обеденными (3500-7000 евро).
Российские фирмы тоже понемногу набирают опыт работы со стеклом, осваивают современные технологии и оборудование по его резке и обработке, занимаются самостоятельным производством мебели из стекла. Цены здесь на порядок ниже - можно найти модели даже и за 100 долларов.
Стекло, как магический кристалл, изменяет окружающий мир, наполняет его красотой и поэзией... Прозрачное, легкое, почти эфемерное, оно создает впечатление невесомости и визуально не загромождает пространство. Вот почему профессионалы так охотно обращаются к нему вновь и вновь и продолжают удивлять нас новыми решениями, оригинальными и непредсказуемыми.
По материалам справочника
"Строительные материалы. Где их можно приобрести" N 26 за 2007 г.