Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Обустройство дома » Тот самый стиль

 

Тот самый стиль

 

 

В большинстве академических изданий понятие «стиль» определяется как «исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейного содержания». Практика добавляет немаловажную деталь: стиль - не постоянная и неизменная структура, а живой процесс, не имеющий четких границ, плавно переходящий от одних образующих элементов к другим, а значит, находящийся в постоянном развитии.

Мировая культура убедительно свидетельствует, что художественные стили возникают, господствуют и изживают себя далеко не одновременно. В зависимости от исторической эпохи, географического положения, вероисповедания, социальных и прочих условий все народы находятся на разных стадиях развития, сообразно с которыми и формируются их культура и искусство. С течением времени естественным образом возникают новые ориентиры в искусстве, выделяются стилеобразующие элементы, присущие лишь конкретному периоду или сохраняющиеся в истории навсегда.

загрузка...

 

 

Подобные метаморфозы происходят во всех жанрах искусства. Не исключение и область человеческой деятельности, направленной на создание жилой среды, которая бы отвечала представлениям об эстетике и комфорте. Иными словами - интерьера.

Сразу следует заметить, что определить стиль любого интерьера довольно сложно. По сути «чистого стиля» в искусстве интерьера не существует. Ведь в рамках одного художественного стиля неминуемо зарождается новый, который переходит в следующий, и т. д. Известно, что стили, сложившиеся в определенную историческую эпоху, не исчезают бесследно, они входят в новые, участвуют в художественном развитии, преобразуются и возрождаются на следующем этапе в ином качестве. Кроме того, некоторые из них вполне мирно сосуществуют в одном и том же временном промежутке. Правильнее было бы говорить о творческом воспроизведении определенного исторического стиля - о стилизации, которая не повторяет «дословно» формальные приемы, а неназойливо интерпретирует лучшие и наиболее характерные в современное жилище.

Впрочем, нередко бывает и так, что понятие «стиль» не укладывается ни в одну существующую классификацию и определяется в большей степени интуитивно. И наиболее типично это для сегодняшнего дня с его довольно эклектичной стилистикой, не до конца сложившейся терминологией, часто меняющимися акцентами и стремительно развивающейся технической составляющей.

Взаимодействие эпох

Как известно, первым жилищем человека была пещера. Действительно, по совокупности признаков она напоминала собой подобие дома, однако назвать ее таковым в традиционном смысле этого слова можно с большой натяжкой, поскольку пещера не создана руками человека. Зато в вопросах «декорирования интерьера» наши далекие предки преуспели. И пускай рассматривать обстановку карстовой пещеры с наскальными рисунками покажется кому-то занятием малоинтересным, именно в этом столь раннем образце культурной деятельности человека можно усмотреть очевидные признаки стиля, воплотившиеся впоследствии во множестве интерьерных решений. Например, такой вполне узнаваемый образ, как примитивная живопись в сочетании с естественной фактурой камня, а в дальнейшем и «натуральный стиль» первобытных охотников. Каменные, а потом и металлические изображения животных легли в основу «звериного стиля», распространенного в Центральной Европе в I тыс. до н. э., и через культуру дохристианской Древней Руси нашли отражение в мотивах русского стиля рубежа XIX-XX веков.

Столетиями человек постигал науку строительства домов, дворцов, храмов и иных культовых сооружений. Примером монументального подхода к вопросам архитектуры стало искусство Древнего Египта, кажется и по сей день олицетворяющее собой саму вечность. Однако и в этом случае нетрудно проследить определенную преемственность: анализируя египетские традиции декорирования интерьера, можно отчетливо увидеть элементы, которые впоследствии легли в основу искусства ампира и отчасти ар-деко. «Дожили» они и до дня сегодняшнего и находят применение в современном интерьере, становясь мотивами для тканей, обоев, керамической плитки, посуды и т. д.

Сквозь призму времен

Представления о красоте неоднократно менялись, а смена эпох вносила свои поправки и в среду обитания человека. Он постоянно пытался обустраивать свое жилище в соответствии с требованиями нового времени. Так, после культа ценностей египетской цивилизации на первый план вышли эллинские. Это обернулось уходом от гигантизма пропорций и изменениями в цветовой гамме. Наступление эпохи римской культуры существенно повлияло на обустройство интерьера. Из рационального и естественного он стал стремительно превращаться в максимально удобный и красивый дом, довольно аскетичного вида снаружи, зато с интерьерами помещений, изобилующими настенными фресковыми росписями, мозаиками, скульптурными изваяниями, фонтанами, шкурами животных, резной мебелью и т. д. На смену «празднику жизни» пришло строгое средневековье, не допускающее излишеств в обстановке и от этого кажущееся еще более мрачным и угрюмым. С эпохой Возрождения человечество вновь обратилось к идеалам античности. Это проявилось прежде всего в забытом некогда стремлении к простоте, ясности и жизненности во всех областях, в том числе и в обустройстве собственного жилища. Затем вновь настало время роскоши, вычурности и изысканности: пришла эпоха барокко со сложными пространственными построениями, замысловатыми декорами, массивной лепниной, позолотой и резьбой. Сменивший ее классицизм поставил во главу угла традиции античности, идеалы простоты и рациональности. В то время для оформления помещений характерно использование элементов греко-римской архитектуры и так называемой «ордерной» организации декора. Последовательно появились, оставили свой след в истории и канули в лету романтизм, ар-нуво, неомодерн, модернизм и т. д. Наконец, в сознании подавляющего большинства прочно укоренились минимализм и техно-арт. Впрочем, не чужды сегодняшнему интерьеру и всевозможные этнические стили, широко распространены различного рода стилизации, популярны реминисценции того или иного направления, но нередко оформление помещения подчинено и эклектике.

Естественно, стиль жилища меняется параллельно с изменением стиля жизни. Интерьер все больше приобретает черты, отвечающие запросам человека: он становится местом отдыха от ежедневной круговерти событий, время от времени превращается в тихую гавань, куда можно пригласить друзей, и всегда дает возможность заняться любимым делом. В идеале удачно созданный и выверенный интерьер соответствует образу мыслей и складу характера хозяина дома. Что касается его стилевой принадлежности, то в большинстве случаев это не столь важно, ибо замечено: порой бывает достаточно всего одной вещицы, одного декоративного элемента, чтобы полностью изменить характер обстановки. И почему-то в одном случае интерьер можно назвать стильным, а художника в той или иной степени стилистом, а в другом - обстановка ординарна, как сотни других, а ее создатель предстает всего лишь добросовестным ремесленником.

Три кита успеха

Интерьер, как известно, воздействует на внутренний мир человека и его самоощущение; он становится как бы частью того, кто в нем находится. Свойства темперамента, здоровье, общительность или замкнутость характера, социальный статус, окружение и многое другое - все это имеет огромное значение при обустройстве жилого пространства.

Над загадкой стиля человечество бьется с того момента, когда возникло понятие «дом». Нередко встречаются интерьеры, в которых, казалось бы, все сделано на совесть, с соблюдением норм, при наличии всех формальных атрибутов финансовой состоятельности и даже со вкусом, однако, несмотря на все это, в них отсутствует жанр, неуловимое дыхание того, что называют стилем. В чем же загадка по-настоящему стильного интерьера?

Главное условие - должна быть общая идея, которой подчинены пространственная композиция, декоративные элементы, художественные и технические приемы, освещение, цветовое решение и прочие составляющие. Второй кит стильного интерьера - физиологичность, то есть абсолютная приспособленность к обитателям. Человек должен ощущать гармонию в окружающем его пространстве. И третья составляющая стильного интерьера - эргономичность, или комфорт. Если в доме воплощена масса безумных и оригинальных идей, не создающих удобства живущим в нем, то его можно смело отнести к разряду отвлеченных произведений искусства дизайна, но никак не к интерьерам для жизни. Стильный интерьер - это территория максимально удобно организованного пространства. Соответственно, выполнение всех трех условий может послужить основой для создания идеальной среды обитания.

Кстати, стиль еще ни о чем не говорит. Все решают идеи - именно они создают интерьер. Например, те же классика или минимализм, столь востребованные сегодня направления в дизайне помещений, могут иметь амплитуду от английского кантри до рококо, или же от японского этностиля до стиля а-ля промзона. Одним словом, главное в интерьере не форма, а содержание, и не название стиля, а методы его создания.

Сегодня и всегда

В силу целого ряда обстоятельств интерьеру в нашей стране долгое время не уделялось достойного внимания. Многие десятилетия жилое пространство наших домов предлагало лишь минимальный набор функций, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Ни о каком комфорте, а тем более об эстетике и речи не было.

Только с 90-х годов прошлого века мы начали заново постигать искусство создания обстановки. И сегодня к домашнему интерьеру предъявляются все более высокие требования. Жилье вновь начинает обретать свой утраченный некогда статус места для жизни. Строительство, перепланировка, реконструкция становятся вполне доступны большинству, а оснащение дома «умной» техникой и модной мебелью - привычным способом обустройства быта. Да и архитектура диктует необходимость перемен: современные интерьеры гораздо светлее и просторнее прежних.

Идея удобного и красивого дома стремительно овладевает умами. И совсем не важно, какое художественное направление взято за основу - лепные барельефы с псевдокоринфскими колоннами, легкая пустота минимализма или тяжелая роскошь ар-нуво, - лишь бы обстановка была с комфортным мироощущением. Интерьер может быть в любом стиле, но непременно нужно правильно выстроить композицию, соблюсти пропорции, учесть предметно-пространственное окружение, выдержать ритм декоративных элементов, угадать цветовое решение, выбрать и рационально разместить источники освещения и т. д. Если при этом есть еще уверенное знание исторически сложившихся художественных стилей, тонкое чутье на модные тенденции, а также развитая интуиция, помогающие «приложить» все это к конкретным условиям, то интерьер обречен на успех.


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Тот самый стиль":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Самое стильное автошоу 2006 года

В прошедшие выходные, 23 сентября, Москва стала свидетелем самого стильного автомобильного шоу 2006 года - "Формула ДОН-Строй", в котором приняли участие 50 спортивных автомобилей, отбиравшиеся по специальной формуле - купе, мощностью не менее 300 л.с. и динамикой разгона до 100 км/ч не более 5 секунд. Благодаря такой формуле в шоу приняли участие элитнейшие суперкары - Lamborghini, Lotus, TWR, Ferrari, Maserati, Marcos, Bentley, и топовые спортивные модели таких марок, как ...

» Разное - 1992 - читать


Эксклюзив. Первый в мире тест LG KG800 Chocolate: самый стильный мобильник сезона

Обзор сотового телефона LG KG800 Chocolate. Модель представляет собой одно из самых стильных решений весны-лета’06. Это первый представитель новейшей серии мобильников от LG – Black Label.

» Ноутбуки, КПК и телефоны - 2456 - читать


Самые стильные телефоны 2007 года: нетелефонные бренды наступают

Не секрет, что помимо своих основных обязанностей, в число которых входит совершение и прием звонков, получение и отправка сообщений, а также работа с камерой, прослушивание музыки и прочие функции современных телефонов, у многих из них есть еще одно немаловажное назначение – отражение статуса их владельца. К такой роли телефона можно относиться по-разному, но отрицать факт того, что она существует, было бы неправильно. В данном обзоре мы рассмотрим наиболее стильные телефон ...

» Ноутбуки, КПК и телефоны - 5657 - читать


Самые стильные мужчины

Британский журнал Esquire ежегодно публикует свой традиционный рейтинг самых стильных мужчин среди знаменитостей. Это именно они одеваются со вкусом и всегда имеют свой неповторимый стиль. Это о них мечтают миллионы женщин во всем мире.

» Косметика и макияж - 4229 - читать


Десять самых стильных женщин планеты

Влиятельный британский журнал Harpers & Queen назвал самой модной и самой стильной женщиной планеты американскую певицу Гвен Стефани. 35-летняя Стефани – вокалистка группы No Doubt – известна любовью к экстравагантной одежде. Она красит волосы в платиновый цвет и предпочитает ярко-красную помаду.

» Семейная жизнь - 2533 - читать



Статья на тему Дом и семья » Обустройство дома » Тот самый стиль

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru