Многие мальчики в детстве мечтают стать полярниками. Ничего странного: эти смелые, самоотверженные люди, умеющие продираться сквозь толщи снега и льда, не могут не вызывать восхищения. Иногда подобные мечты сбываются самым неожиданным образом. Например, когда владельцу загородного дома приходится в прямом смысле слова откапывать свое жилище после обильного снегопада. К счастью, кирке, лопате и другому нехитрому инвентарю полярника сегодня есть достойная замена – малая снегоуборочная техника.
Порой снегоуборочную технику воспринимают как излишество, ненужную роскошь. Дескать, подобное оборудование покупают те, кто не умеет обращаться с лопатой и кому деньги некуда девать. Такой подход в корне неверен. Во-первых, лопатой несколько тонн слежавшегося снега с участка не убрать (по крайней мере, без вреда для здоровья). А во-вторых, стоят «ликвидаторы снега» не так уж и дорого. Во всяком случае, среднестатистическому обладателю добротного коттеджа их цена не покажется заоблачной.
Физиология снегоуборочной машины
Пожалуй, самым главным компонентом любого современного снегоуборщика можно считать так называемый шнек – вал со сплошной винтовой стенкой или отдельными наклонными дисками. Лезвия механизма, режущего снег, могут иметь разную форму. В бытовых моделях они гладкие и имеют дополнительное покрытие из резины, которое позволяет чистить дорожки без риска повредить декоративное покрытие. В технике большой мощности используется зубчатый шнек, который легко справляется со смесью снега и льда.
Для вращения шнека, естественно, предусмотрен двигатель. Вращаясь, шнек забирает снежную массу внутрь аппарата, где установлена мощная крыльчатка. Последняя выбрасывает снег через поворачиваемый короб (в народе – «снегомет») в ту или иную сторону. Чтобы вместе со снегом снегомет не выстрелил осколками льда или камнями, производители снегоуборщиков обычно предусматривают в выпускном канале решетку.
В большинстве снегоуборочных машин установлен бензиновый двигатель. Причина тому – необходимость обеспечить высокую производительность. Нужно знать, что бензиновые двигатели для снегоуборочных машин бывают двух- и четырехтактными. Если есть возможность, выбирать лучше «четырехтактник». Как показывает практика, с двухтактными двигателями у пользователей возникают некоторые проблемы. Дело в том, что работают такие устройства на смеси бензина и масла и, по сравнению с «четырехтактником», имеют больший расход топлива и меньший ресурс двигателя. Пропорция бензина и масла должна быть точной: при недоливе масла двигатель быстро изнашивается, при его избытке запросто могут выйти из строя свечи зажигания. Четырехтактные двигатели работают исключительно на бензине (масло заливается в картер). Такие агрегаты работают дольше, а запускать их значительно легче. Экономия топлива и низкий уровень шума – еще два плюса «четырехтактников». Нелишне будет напомнить, что бензиновые снегоуборщики рассчитаны на использование зимних масел, сохраняющих вязкость при низкой температуре.
Определенные преимущества есть и у электродвигателей. Например, легкий запуск двигателя, низкий уровень шума, отсутствие выбросов, загрязняющих воздух, и т. д. Однако при этом электрические несамоходные снегоуборщики, к сожалению, отличаются плохой маневренностью. Поскольку их приходится подключать к сети питания, длинный кабель наверняка будет все время путаться и норовить угодить во вращающиеся части агрегата. Кроме того, при использовании снегоуборщика с электродвигателем труднее соблюдать технику безопасности. В частности, необходимо постоянно следить за сохранностью брызгозащитных электрических разъемов с резиновыми чехлами.
Кто кого везет?
Снегоуборочные машины обычно подразделяют на самоходные и несамоходные. Как следует из названия, первые способны передвигаться самостоятельно (вам остается лишь корректировать направление), вторые приходится толкать руками.
Использовав в отношении несамоходных снегоуборщиков словосочетание «толкать руками», мы несколько покривили душой. Несмотря на необходимость усилий, все происходит довольно легко: аппарат резво вгрызается в снег, как бы приглашая двигаться за собой. Правда, это касается, прежде всего недавно выпавшего рыхлого снега. По глубокому слежавшемуся насту толкать машину будет труднее (особенно если ее мощность минимальна). Поэтому и очищают подобными аппаратами, как правило, ровные поверхности с твердым покрытием: дорожки около дома, подъезд к гаражу.
Несамоходные снегоуборщики почти миниатюрны: их вес, как правило, составляет около 40 кг при высоте 30 см и ширине снегозахвата 52–53 см. Самоходные снегоуборочные машины созданы для более интенсивных и сложных работ по уборке снега. Во время работы такая машина движется сама, оператор ее просто придерживает и направляет.
Впрочем, легкость в управлении – не единственное достоинство таких машин. Самоходные снегоуборщики способны справиться с глубоким слежавшимся снегом, разломить наст, перемолоть его и отбросить метров на 15–20.
Скорость движения самоходных агрегатов можно регулировать с помощью коробки передач (механической или гидростатической). Механическая коробка передач функционально мало чем отличается от тех, что используются в автомобилестроении: несколько скоростей для движения вперед, нейтральная и одна или две скорости заднего хода. Гидростатическая трансмиссия позволяет изменять скорость, включать задний ход, не останавливая машину, что значительно облегчает маневрирование.
Нередко самоходные машины оснащаются широкими пневматическими колесами («дутиками»). Преимущество этих колес заключается в том, что в зависимости от глубины и жесткости снега можно регулировать давление в шинах от низкого (мягкие колеса, большая площадь соприкосновения с поверхностью) до высокого. Кроме того, шины снегоуборщика должны иметь специальный протектор. Он облегчает сцепление с поверхностью и не позволяет колесам пробуксовывать.
Танк в хозяйстве пригодится
Для большей проходимости самоходные снегоуборщики оснащают гусеницами. Гусеничный привод улучшает сцепление с поверхностью и позволяет эффективно работать на склонах.
Некоторые модели колесных и гусеничных снегоуборщиков способны поворачиваться самостоятельно, практически без помощи человека. Вам достаточно лишь нажать курок на правой или на левой рукоятке управления. В результате срабатывает система разблокировки колес-гусениц, происходит отключение привода соответствующего колеса или гусеницы и… как по мановению волшебной палочки, машина разворачивается.
У гусеничных снегоуборщиков с помощью специального рычага переноса веса можно регулировать положение центра тяжести снегоуборщика относительно колесных осей. Если центр тяжести смещен вперед, машина наиболее эффективно справляется с уборкой слежавшегося, заледенелого снега. Когда центр тяжести находится точно над осями – обычного снега на вашем пути как не бывало. И наконец, если вы сместите центр тяжести назад, то без труда сможете убрать снег с неровных поверхностей, а также перевезти снегоуборщик с одного участка на другой.
Как правило, снегоуборщики не являются многофункциональными машинами. Различных «насадок», помимо собственно шнека, производители не предусматривают. Впрочем, бывают и исключения. Так, например, встречаются снегоуборщики, продающиеся в комплекте со специальным бульдозерным ножом. Данный инструмент крепится на снегоочиститель с помощью боковых пластин. Его назначение – удалять выпавший тонким слоем и смерзшийся снег (обычный шнек такую «корку» вряд ли возьмет). А некоторые модели могут еще комплектоваться и специальной щеткой, которая позволяет чистить не только снег, но и песчаные поверхности, а также убирать листья с газонов.
Зима – не беда
Работать в зимних условиях всегда непросто. А значит, желательно выбирать снегоуборщик не только производительный, но еще и удобный в управлении. Так, при покупке агрегата стоит проверить рукоятки управления, что называется, «на себе». Переключения скоростей и экстренной остановки должны быть легкодоступны и просты в управлении даже при работе в толстых перчатках. Хорошо, если рукоятки с подогревом. Замечательно, если снегоуборочная машина оснащена галогенными фарами, обеспечивающими быструю и безопасную работу даже в темное время суток (зимой, как известно, световой день короток).
Некоторых хлопот может потребовать система ручного запуска двигателя (ею обычно оснащаются недорогие модели стоимостью около одной тысячи долларов). Дело в том, что ручной запуск – с помощью шнура – требует некоторой сноровки. Особенно когда снегоуборщик надо завести на сильном морозе. Гораздо проще управляться с машинами, оборудованными электростартером. Но и здесь есть некоторые нюансы. Так, встречаются модели, рассчитанные на напряжение 110 вольт. Специально для них придется обзавестись дополнительным пускорегулирующим устройством или, в крайнем случае, иметь в запасе давно исчезнувший из продажи понижающий трансформатор.
Кстати, в магазинах встречается снегоуборочная техника, которая либо уже оснащена обоими вариантами системы запуска двигателя, либо дополняется системой электрического запуска по желанию покупателя.
Существенно способствует удобству работы со снегоуборочной машиной наличие дополнительных опций. Например, системы, автоматически подбирающей скорость вращения шнека или регулирующей скорость в зависимости от глубины и плотности снежного покрова.
Отдельного замечания заслуживает способ управления выбросом снега. В относительно дешевых моделях данная функция осуществляется с помощью длинной рукоятки, идущей от раструба в сторону одного из рычагов управления. В дорогих снегоуборщиках контроль над выбросом снега, как правило, механизирован. Некоторые экземпляры даже снабжены электрическим приводом управления одновременно дальностью и направлением выброса снега (для этого на панели управления предусмотрен специальный джостик). Таким образом, регулировать выброс снега можно прямо на ходу.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru