Индивидуальным же интернет-предпринимателям приходилось очень туго. Сайт-витрину, рассказывающий о товаре, строить умеют многие. Немало сайтовладельцев научились отыскивать в Сети поклонников своего творчества и завлекать их на свой ресурс.
Более того – часть посетителей готова платить деньги. Пусть немного, но вполне достаточно, чтобы некое творение стало приносить создателю не только моральное, но и материальное удовлетворение. И вот тут до недавних пор и гнездилась самая большая проблема мелких онлайн-торговцев. Как принять деньги у своих клиентов?
Интернет-торговля максимально эффективна, когда финансовые операции не выходят за пределы СетиБуквально пару лет назад самой популярной схемой расчета была оплата через банк, как правило – Сберегательный. Продавец вывешивал на страницах сайта реквизиты своего счета и просил покупателей перечислять на него деньги, указывая в назначении платежа некую информацию о заказе. Перечислив требуемую сумму через банк, необходимо было отправить продавцу письмо по электронной почте: "Так, мол, и так, оплатил такую-то сумму, квитанция номер такой-то, вот и скан-копия этой самой квитанции. Хочу взамен получить то-то и то-то, высылайте почтой на такой-то адрес". Нетрудно заметить, что эта схема в принципе не очень годится для Интернета, поскольку выводит покупателя и продавца за рамки Сети на самом ответственном этапе взаимоотношений — при финансовых расчетах.
Да и всяких недоразумений технического свойства не избежать: то покупатель забыл указать свой адрес для отправки оплаченного товара, то письмо, подтверждающее платеж, не прошло через спам-фильтры провайдера, то реквизиты указаны неверно, и деньги потерялись в банковских лабиринтах. Само собой, испортить настроение такие недоразумения могли кому угодно. А уж если покупатель и продавец живут по разные стороны какой-нибудь государственной границы... Тут и сроки прохождения банковских платежей, и накладные расходы по переводам, и другие нюансы придавали сделке свои неприятные черты.
Ситуация кардинально изменилась с появлением электронных средств платежа. Точнее, появились-то они довольно давно, но в последнее время получили широкое распространение и потому с полным правом могут именоваться «электронными деньгами». Особенно если учесть, что существует масса сервисов, позволяющих конвертировать одну "е-валюту" в другую без каких-либо усилий. Другими словами, сегодня по Рунету бродит масса пользователей, у которых есть карманные деньги в интернет-кошельках, а самое главное – они уже умеют и готовы этими деньгами пользоваться.
Кстати, все платежные системы поддерживают собственные каталоги сайтов, принимающих к оплате их «валюту». После того как вы настроите прием платежей через какую-либо систему, не забудьте вписать в соответствующий каталог информацию и о своем сайте — это поможет привлечь дополнительных клиентовСправедливо и обратное: приняв через свой сайт электронные деньги, можно без труда потратить их на свои нужды: без конвертации в деньги наличные, без переводов на банковские счета. Услуги хостинга, мобильной связи, необходимое ПО, даже коммунальные услуги и прочие необходимые вещи можно оплатить, не отрываясь от монитора.
Так что дело за малым: установить на своем сайте «кассовый аппарат» и создать механизм приема онлайновых платежей. Но этот крошечный шажок многие сайтовладельцы почему-то не торопятся сделать. Скорее всего потому, что процедура соответствующей настройки сайта кажется им чересчур трудоемкой, доступной лишь веб-программистам с многолетним стажем. Доля истины в этом есть. Действительно, многофункциональный магазинище с массой товаров, складов и вариантов оплаты под силу соорудить и поддерживать разве что программисту, да и то не одному.
Но мы ведь не строим наполеоновских планов. У нас есть ограниченный набор товаров или услуг, и мы всего лишь хотим принимать WebMoney (WM), «Яndex.Деньги» (ЯД), карты e-port и другие электронные средства платежа. Эта задача под силу любому, кто уже построил свой сайт в Интернете, поскольку для ее решения в большинстве случаев потребуется лишь добротное понимание языка HTML*. Дело в том, что любая система электронных платежей заинтересована в увеличении оборотов своей "е-валюты", поскольку создатели системы живут за счет комиссионных, взимаемых с финансовых операций. Поэтому главная цель всех без исключения систем — привлечь как можно больше пользователей, а для этого приходится максимально упрощать соответствующую процедуру настройки сайта, чтобы она была доступна всем практически пользователям, независимо от их опыта программирования.
Естественно, первое, что необходимо сделать – это завести себе кошельки во всех системах, с помощью которых вы собираетесь принимать платежи. Их множество, этих систем, причем наибольшей популярностью пользуются WebMoney и "Яndex.Деньги", но это отнюдь не значит, что остальные электронные валюты стоит игнорировать. Кстати, время от времени возникают универсальные системы, позволяющие принимать платежи сразу в нескольких валютах. Так, например, система Assist объявила в марте 2003 года о том, что начинает в тестовом режиме обрабатывать платежи, поступающие из пяти различных систем. В таком подходе есть несомненный плюс для владельца сайта: ему не нужно настраивать прием платежей отдельно для каждой системы. С другой стороны, подобная универсальная система в любом случае становится еще одним посредником, лишним звеном в цепочке покупатель-продавец. Поэтому многие пользователи вполне справедливо предпочтут самостоятельно установить взаимоотношения с каждой платежной системой. Тем более что, повторюсь, это совсем не сложно.
На сайте каждой платежной системы содержатся подробные инструкции, рассказывающие о том, как организовать прием платежей на собственном сайте. Кроме того, всегда доступны контакты служб поддержки, специализированные форумы и другие консультационные сервисы. Наше издание еще неоднократно вернется к этой теме и подробно расскажет, как «привязать» к сайту обработку платежей каждой из существующих систем. А пока позвольте дать несколько общих рекомендаций по поводу того, как превратить свой веб-ресурс в маленький, но уютный магазинчик.
Понятно, что, если вы предлагаете своим посетителям набор товаров или услуг, на сайте должна быть реализована система выбора. Замечательно, если вы реализовали «покупательскую корзину», с возможностью «укладывать» в нее сразу несколько товарных позиций. Если нет, то наиболее удобным и простым будет каждую страницу с описанием отдельного вашего товара или услуги сопроводить HTML-формой заказа. Ведь необходимо максимально сократить промежуток между принятием решения о покупке и непосредственным выполнением платежа. Увидел понравившийся товар, тут же, не раздумывая, заполнил форму заказа и выполнил платеж – такова идеальная модель поведения покупателя на сайте.
В форму заказа должен вноситься лишь минимум информации, необходимый для совершения сделкиОтсюда же следует еще одно правило: не заставляйте покупателя вводить в форму слишком много дополнительной информации, не совмещайте процесс платежа с маркетинговыми исследованиями. Во-первых, покупатель может залениться, не захочет тратить свое время на ваши социологические опросы. Во-вторых, большинство интернет-пользователей не склонны сообщать о себе какую-либо информацию, предпочитая максимальную анонимность. Поэтому, кстати, около каждого поля формы, обязательного для заполнения, укажите, с какой целью вы просите сообщить ту или иную информацию. Например, поле "E-mail" необходимо заполнить для автоматической отправки покупателю уведомлений о стадиях прохождения платежа. Так и напишите об этом. И обязательно добавьте, что ни в каких иных целях адрес электронной почты использован не будет, третьим лицам его никто не передаст.
Конечно, в форме заказа необходимо предусмотреть возможность выбора платежной системы, с помощью которой будет совершен платеж. Удобнее всего это сделать посредством «выпадающего списка» (теги <SELECT> и <OPTION>). Однако не поленитесь где-то поблизости от формы заказа разместить небольшие логотипы принимаемых "е-валют", вроде логотипов VISA и MasterCard у банкоматов:
Логотипы принимаемых средств электронного платежа |
Множество интернет-пользователей уже умеют тратить электронные деньги, но для большинства это все еще экзотическая операцияЗдесь же, в форме заказа, разместите ссылку на справочную страницу, в которой опишите всю процедуру оплаты: из скольких этапов состоит процедура, что происходит, и какую информацию нужно будет указать на каждом этапе, как будет доставляться товар после зачтения платежа, можно ли вернуть ошибочно перечисленные средства и в какой срок, какие средства соблюдения безопасности предусмотрены... Одним словом, постарайтесь рассказать покупателю обо всех ситуациях, которые могут возникнуть в ходе расчетов, но при этом вселите в него уверенность, что расчет электронными деньгами столь же прост и безопасен, как покупка сигарет в соседнем киоске.
Программное обеспечение платежных систем хорошо протестировано и заставить его ошибиться — очень сложно. Однако покупатель может этого и не знать, а ведь клиентов нужно холить и лелеять — это известно всем вменяемым торговцам в Сети и вне ее. Поэтому и после того как платеж будет совершен, уделите внимание покупателю. Он должен получить информацию об успешном завершении операции. Ему необходимо сообщить, что сумма принята и зачтена как платеж за данный товар. Покупатель должен иметь возможность убедиться, что он все сделал правильно, ничего не перепутал и оплатил именно то, что хотел. Подробно опишите, каким образом купленный товар будет передан покупателю. Обязательно нужно поблагодарить пользователя за покупку, предложить выбрать другой товар, пригласить его посещать ваш сайт в дальнейшем. Одним словом, у покупателя не должно возникнуть ощущения, будто вы потеряли к нему всякий интерес после совершения покупки. Эту важнейшую задачу должна решить обязательная для любой сложности интернет-магазина страница успешного выполнения платежа, поэтому ни в коем случае не считайте ее второстепенной и уделите больше времени ее созданию.
Возможна и обратная ситуация, когда в силу каких-либо технических причин платеж может не быть выполнен. Например, если при оплате WebMoney не произойдет авторизация кошелька ("кипера") покупателя. В этом случае не пострадает никто: у покупателя не будут списаны деньги с электронного счета, а у продавца никто не затребует «оплаченный» товар. Платежная система обязательно сообщит покупателю, по какой причине платеж не состоялся и перенаправит его на указанную вами страницу невыполненного платежа. И в этом случае, опять-таки, нельзя оставлять покупателя, даже несостоявшегося, один на один с проблемой. Нужно показать, что вы готовы к подобной ситуации, что ничего экстраординарного не произошло, и ваш магазинчик по-прежнему рад своим посетителям. Еще раз подскажите своему неопытному клиенту, в чем может быть причина сбоя, предложите варианты избежания недоразумений и попросите повторить попытку платежа.
Подведем небольшой итог всему сказанному. При нынешнем состоянии систем электронного платежа не составит особого труда обеспечить оплату ваших товаров и услуг через страницы сайта. Однако необходимо решить проблему обезличенности сайта: покупатель должен постоянно чувствовать ваше незримое присутствие и готовность прийти на помощь в любых ситуациях, связанных с расчетами в онлайне. И, само собой, после того как оплата совершена, обеспечьте максимально быструю доставку товара или выполнение услуги. Ведь хорошо обслуженный покупатель обязательно возвращается в магазин, да не один, а с друзьями.
Ссылки по теме
- Прием платежей Яndex.Деньгами
- Прием WebMoney
- Прием платежей по единой карте e-port
- Прием платежей «КредитПилот»
Статья получена: hostinfo.ru