Не секрет, что многие open source-проекты стартуют на чистом энтузиазме разработчиков. Рано или поздно удачный проект переходит в стадию, когда основные части системы написаны и в дальнейшем внимание надо сконцентрировать на поддержке и разработке менее значительных функций. В такие моменты интерес энтузиастов угасает и некогда многообещающий проект переходит из стадии бурного развития в стадию медленной смерти. В такой период очень важно найти иную мотивацию для разработчиков, нежели новизна идеи и стремление к славе. Самой простой мотивацией являются деньги.
Хотя многие open source-проекты и стартуют за идею, такой подход не является единственно возможным. В последнее время все больше проектов избирают open source в качестве бизнес-модели. Это позволяет малыми средствами создавать и раскручивать весьма серьезные разработки.
И в одном, и в другом случае существует немалое количество способов привлечения финансирования. Часть этих способов рассматривается в этой статье.
Пожертвования
Наиболее распространенный и всем известный способ – пожертвования благодарных пользователей. На сайтах большинства open source-проектов несложно заметить специальную кнопочку для сбора пожертвований системы PayPal. И вот тут-то и кроется основная проблема использования этого способа проектами, разрабатываемыми жителями бывшего СССР.
PayPal завоевал статус де-факто стандарта в области пожертвований Дело в том, что система PayPal завоевала статус де-факто стандарта в этой области, но в то же время (на момент написания этой статьи) PayPal не позволяет жителям бывшего СССР получать средства на свои счета в этой системе. Конечно, есть и другие системы, например, такие, как MoneyBookers, E-Gold, WebMoney и множество других, но подавляющее большинство жертвующих привыкло делать пожертвования через PayPal и только PayPal. Отсутствие такой возможности значительно сократит количество пожертвований. Безусловно, существуют разные «серые» схемы получения полноценного счета в PayPal, но это уже совсем другая область.
Прямые банковские переводы и другие методы передачи денег также не являются популярными в системе пожертвований по той простой причине, что пожертвования чаще всего делаются незначительными суммами, которые зачастую меньше стоимости банковских услуг.
Спонсирование функций
Когда проект набирает определенную популярность, у него появляется множество преданных пользователей. Практически каждый серьезный пользователь видит какие-то функциональные недостатки или мечтает о каких-либо новых возможностях, которые помогли бы ему использовать продукт более продуктивно. Многие из таких пользователей совсем не против полностью или, по крайней мере, частично оплатить разработку интересующих функций. И тут самое главное — не постесняться попросить их об этом.
Предложить спонсировать разработку всегда можно и совершенно не зазорно Начинающие open source-разработчики часто считают такие просьбы некорректными, но это совсем не так. Такой подход вполне соответствует духу open source. Безусловно, если предложенная идея очень хороша, а пользователь не может или не хочет оплачивать ее разработку, не стоит вставать в позу и отказываться от отличной функции только потому, что за нее никто не заплатил. Но предложить спонсировать разработку всегда можно и совершенно не зазорно.
Стоит упомянуть о возможности спонсирования функций на сайте проекта (например, в разделе «Часто задаваемые вопросы»). Некоторые пользователи могут постесняться просить разработать то или иное дополнение, не желая выступать в роли просящего. Простое упоминание о возможности спонсирования позволяет им перейти в разряд клиента и предложить материальную помощь в обмен на функционал.
Скорее всего клиент попросит вас оценить стоимость разработки, и тут необходимо проявить гибкость. Если вы чувствуете, что новая функция однозначно полезна для развития вашего проекта, возможно, стоит подумать о снижении цены. И наоборот, если идея вам кажется никчемной и/или полезной только этому конкретному клиенту, стоит поднять цену, так как функциональность будет реализовываться за счет времени, которое (на ваш взгляд) могло бы быть потрачено на более полезные вещи.
В отличие от пожертвований спонсирование функций оперирует более крупными суммами, и для большинства спонсоров расходы на банковский перевод не являются решающими. Практически всегда можно найти обоюдно удобный способ передачи денег.
Выкуп
Выкуп (англ. Ransom) – довольно новый и набирающий популярность способ. Он применяется двумя немного отличающимися друг от друга путями.
-
Новые проекты изначально выпускаются в закрытом виде, и разработчик объявляет, что, когда объемы продаж достигнут определенной суммы, исходные коды будут опубликованы и проект перейдет в разряд open source.
-
В среде развитых open source-проектов набирает популярность вторая разновидность метода «Выкуп» — разработчики объявляют, что разработаны такая-то функция или плагин, но выпущена она будет только тогда, когда будет собрана соответствующая сумма. То есть разработчики как бы держат плагин в заложниках (отсюда и название «Выкуп»).
В данном случае отсутствие возможности использовать PayPal хотя и является недостатком, но не таким очевидным, как в случае с пожертвованиями, поскольку пользователи не просто хотят выразить благодарность, а напрямую заинтересованы в том, чтобы необходимая сумма была как можно быстрее собрана.
Платная поддержка
На заре широкого распространения open source практически все проекты делали ставку на бизнес-модель, основанную на платной поддержке бесплатного ПО. Суть метода предельно проста и всем известна — ПО поставляется бесплатно, а за техническую поддержку надо платить.
Такая схема проста и понятна, но она в какой-то мере отпугивает пользователей, которые, часто не без основания, воспринимают такую модель как потенциально дорогую. Приверженцы закрытого ПО часто используют эту модель в качестве подтверждения того, что бесплатное ПО – это миф, который в итоге может обойтись пользователю дороже традиционных продуктов.
Тем не менее такая модель вполне справедлива и имеет право на существование. К тому же она позволяет производителям свободного ПО планировать доходы и, соответственно, дальнейшее развитие проектов.
Двойное лицензирование
Планируя выпуск продукта под двойной лицензией, необходимо позаботиться об отсутствии правовых конфликтовНаиболее очевидный способ заработка на open source-проекте – распространение не только под open source-лицензией, но и под коммерческой. Так как некоторые open source-лицензии (такие, как GPL) накладывают довольно серьезные ограничения на сферу использования продукта, многие пользователи с удовольствием заплатят разумную цену за то, чтобы освободиться от этих ограничений. Также в некоторых компаниях корпоративные правила не позволяют использовать open source-продукты.
Существует немало сервисов, позволяющих безболезненно осуществлять продажи ПО, таких как share-it!, RegSoft и др.
Однако необходимо иметь в виду, что, для того чтобы менять лицензию на продукт, вы должны обладать правами на все его компоненты либо лицензии этих компонентов дают вам такое право. Так, например, если ваш продукт, выпускаемый под GPL, содержит сторонний код, также распространяемый под GPL, вы не можете выпустить весь продукт под лицензией, отличной от GPL. Таким образом, изначально планируя выпуск продукта под двойной (тройной и т. д.) лицензией, необходимо позаботиться об отсутствии правовых конфликтов.
Конечно, это не все методы, которые позволят вашему open source-проекту успешно развиваться, и, безусловно, эти методы не являются взаимоисключающими. Вы можете использовать практически все перечисленные методы для финансирования одного проекта. И если вас заботит долговечность ваших начинаний, стоит задуматься об этих вопросах на самых ранних стадиях планирования, даже если на сегодня вы готовы работать на голом энтузиазме.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru