Программы, предназначаемые для сбора и анализа статистики посещаемости сайтов, разделяются на два больших класса: анализаторы логов и счетчики.
Анализаторы логов не занимаются собственно сбором статистики – исходные данные о посещаемости они получают из лог-файлов сервера. Эти данные переводятся в форму, удобную для работы (обычно записываются в базу данных), и уже на основе переработанных данных формируются отчеты.
В отличие от анализаторов счетчики, помимо получения данных из логов, могут собирать данные для анализа самостоятельно. При этом данные, собираемые счетчиками, содержат больше информации о посетителях, чем можно получить из логов.
Общий принцип работы счетчиков следующий: в текст страниц или скриптов сайта внедряется специальный фрагмент кода, который при обращении к странице записывает данные о посетителе. Поскольку информация сохраняется обычно в базе данных, то она не нуждается в дополнительной обработке и сразу становится доступна для просмотра и анализа.
По способу реализации счетчики, в свою очередь, разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние счетчики написаны на серверных языках программирования. Устанавливаются и работают на том же сервере, на котором работает анализируемый сайт.
Внешние счетчики – это общедоступные веб-сервисы. В отличие от внутренних счетчиков такие системы имеют собственные серверы, на которых и хранятся все собираемые данные.
Внутренние счетчики
Для установки внутреннего счетчика необходимо загрузить дистрибутив программы в папку на сервере. При первом обращении происходит установка программы с помощью уже ставшего стандартным механизма инсталляции веб-приложений.
Impera
Довольно свежая отечественная разработка. Первая версия программы была выпущена в середине 2006 года. Сейчас на сайте разработчика демонстрируется уже вторая, которая, в отличие от первой, стала платной.
Требования: PHP, MySQL, ModRewrite. Вторая версия дополнительно требует Zend Optimizer. Также для работы требуется библиотека GD (на сайте разработчика об этом не написано, но она необходима для построения диаграмм).
Программа снабжена ставшим стандартным для веб-приложений механизмом инсталляции. Архив распаковывается в папку на сервере, и при первом запуске запрашиваются все необходимые данные (логин и пароль администратора, параметры подключения к базе, адрес сайта, для которого будет собираться статистика). Таблицы в базе данных и конфигурационные файлы создаются автоматически.
Сбор данных может осуществляться двумя способами: через PHP и через JavaScript. Лучше использовать JavaScript, так как в этом случае будет собираться больше данных о пользователях. Сам код можно получить на странице настроек.
Impera. Посещаемость по дням |
Стандартный набор отчетов такой же, как и в большинстве подобных систем:
- посещаемость – по дням, по месяцам, по часам, по дням недели;
- переходы сайта – страницы, сайты, поисковые фразы, поисковые системы;
- активность на сайте – популярность страниц, точки входа, пути по сайту, скачанные файлы;
- посетители – страны, города, браузеры, операционные системы, разрешения экранов, время на сайте.
Статистику можно просматривать за любой период. Большая часть отчетов реализована в виде таблиц. Для некоторых отчетов существует возможность посмотреть и диаграммы, но они спрятаны под кнопкой «График» и по умолчанию не показываются (что является несомненным минусом).
Плюс программы – возможность экспортировать любой отчет в Excel. Это может оказаться полезным, если требуется передать отчет клиенту или руководству.
В программе реализован механизм фильтрации, с помощью которого можно строить специальные виды отчетов. Он требуется в случаях, когда нужно отследить, например, посещаемость отдельной страницы или раздела.
Дополнительные возможности: работа с пользователями, создание резервной копии, очистка базы.
Выпускается в двух вариантах – Std и Pro. В настоящий момент на сайте разработчика доступна версия 2.12.
Требования: PHP, MySQL. Для версии Pro дополнительно требуются Zend Optimizer и Perl.
Инсталлятор на первом же шаге ставит в тупик, предлагая выбрать тип счетчика из четырех вариантов. При этом первый помечен как рекомендованный и выбран по умолчанию. Остальные параметры стандартные – подключение к базе данных и информация об администраторе.
Таблицы в базе данных создаются автоматически, конфигурационный файл необходимо создать вручную.
Подсчет посетителей производится одним из четырех способов:
- прозрачное изображение (GIF, размер 1x1);
- кнопка (PNG, размер 88x31);
- PHP;
- комбинированный – PHP и GIF.
Наиболее интересным представляется последний способ. Предполагается, что с его помощью удастся совместить точную информацию о количестве посетителей, полученную через PHP, с подробной информацией о самих посетителях.
CNStats. Сводный отчет |
Программа предоставляет все стандартные для таких систем отчеты. Из специфических отчетов можно выделить:
- отчет по скорости загрузки страниц;
- переходы с каталогов, рейтингов, популярных серверов;
- переходы с сайтов-партнеров (полезен, если нужно отследить эффективность размещения ссылок на конкретных серверах).
Специальная группа отчетов посвящена маркетинговой составляющей. В программе задаются сигнальные строки, по которым можно идентифицировать действия клиентов (например, добавление товара в корзину). Далее, если в процессе переходов по сайту у посетителя встречается сигнальная строка, то по цепочке переходов можно определить, например, с какого сайта он перешел или какую фразу вводил в поисковой системе.
Дополнительные преимущества: поддержка нескольких языков, большое количество настроек, отправка отчетов по электронной почте по расписанию, возможность импорта данных из лог-файлов.
Внешние счетчики
Сервисы сбора статистики получили широкое распространение благодаря легкости установки счетчика, большому набору простых и понятных отчетов, возможности участвовать в рейтингах. Однако специалисты знают, что данные о посещаемости, предоставляемые такими сервисами, не всегда достоверны и могут существенно отличаться от настоящих значений.
Происходит это потому, что внешние счетчики во многих случаях не срабатывают:
- в браузере отключены изображения (что бывает намного чаще, чем отключенный JavaScript);
- в браузере установлен плагин, блокирующий загрузку изображений с других сайтов (например, ImgLikeOpera для Firefox);
- картинки не успевают загрузиться, а пользователь нажимает на ссылку и переходит на другую страницу;
- картинка не успевает загрузиться из-за большой загруженности самого сервера статистики.
Но, несмотря на это, внешние счетчики остаются незаменимы, если на сайт нельзя установить внутренний счетчик или нет доступа к лог-файлам.
Сервис от компании Google, появившийся в прошлом году, имеет все шансы стать лидером в свом сегменте.
Для регистрации сайтов в Google Analytics необходима учетная запись Google.
Сама регистрация состоит из нескольких шагов: указывается адрес сайта, имя его учетной записи, страна, часовой пояс и контактная информация владельца (заполнять ее не обязательно).
После заполнения всех полей и принятия лицензионного соглашения будет сгенерирован код счетчика, который нужно скопировать в код главной страницы сайта.
После этого можно (и нужно) проверить, правильно ли был добавлен код отслеживания. Программа откроет главную страницу сайта и проверит правильность установки кода. Если все в порядке, то код нужно вставить в содержание всех остальных страниц сайта и сбор статистики начнется.
Первый отчет можно будет посмотреть примерно через шесть часов. Впоследствии отчеты будут обновляться каждый час.
Одна учетная запись Google позволяет создавать сколько угодно учетных записей Google Analytics, в каждой из которых может находиться отдельный набор сайтов (до пятидесяти). Это удобно, если нужно просматривать отчеты отдельно по каждому из доменов или субдоменов.
Сбор данных производится java-скриптом, который не изменяет внешнего вида страницы и не добавляет на страницу никаких кнопок-картинок.
В официальной документации указано, что выполнение java-скрипта при запросе его с серверов Google происходит только при первом обращении, а при всех последующих используются кешированные данные. Это должно уменьшить задержку на получение кода и повысить точность показаний счетчика.
Для улучшения навигации по большому количеству отчетов используются профили: администратора, специалиста по маркетингу и веб-мастера. Для каждого профиля определены отчеты, которые чаще востребованы соответствующими пользователями.
Google Analytics. Сводный отчет администратора |
Общий список отчетов разделен на две группы: оптимизация маркетинга и оптимизация содержимого.
В группе «Оптимизация маркетинга» собраны отчеты об активности пользователей на сайте: количество посетителей и просмотров, источники посетителей, географическое распределение, язык, лояльность посетителей (количество просмотров на одного посетителя).
В группу «Оптимизация содержимого» собраны отчеты о самом сайте: популярность страниц, точки входа и пути по сайту, глубина и продолжительность посещения. Также в эту группу попадает информация по клиентам: браузеры, операционные системы, размеры экранов, cookie, JavaScript, Flash, скорость подключения.
Все отчеты снабжаются диаграммами на Flash с возможностью переключаться между различными представлениями (например, круговая или столбчатая), возможностью импорта (в обычный текст, XML или Excel) и версией для печати.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru