Интернет-представительства различных компаний создаются на разных принципах. Кто-то предпочитает дать лишь небольшую справку о своей компании. Другой — подготовит насыщенный информацией сайт, рассказывающий и о компании, и о продукции, технологии, людях. Кто-то разместит фотографии выпускаемых товаров, их характеристики и возможности, даст ссылки на магазины и фирмы, реализующие их продукцию. Третьи решают, что нужно не только представлять в Интернете свою продукцию, но и самим торговать ею.
И здесь возникает вопрос — а как?
Есть различные варианты решений. Можно воспользоваться услугами специализированных площадок и размещать на них свои товары. Можно построить сайт на основе систем управления сайтами, которые поддерживают и функции электронных магазинов, как это сделано в решениях «Битрикс». А можно в дополнение к уже имеющемуся интернет-представительству запустить отдельный (либо — интегрированный в базовый сайт) проект электронного магазина, выполнив его на основе специализированного программного решения. Одним из таких решений является Shop-Script — специализированный скрипт для создания интернет-магазина. На его основе создано и действует уже свыше сотни интернет-магазинов, многие из которых пользуются заслуженной популярностью.
Каковы основные возможности магазинов, создаваемых на базе скрипта? К ним можно отнести:
- многоязычный интерфейс;
- наличие витрины магазина;
- поддержку анимационных фотографий продуктов;
- неограниченное число категорий и продуктов;
- три вида фотографий продуктов (основная, для каталога и большого размера);
- два вида цен (старая и действующая);
- систему рейтинга, создающуюся на основе покупательских симпатий (голосований);
- выделение отдельных товарных позиций в качестве специальных предложений;
- виртуальную корзину для покупателей;
- информирование через электронную почту;
- многовалютность;
- автоматически генерируемые TITLE- и META-теги страниц магазина для наиболее эффективной индексации магазина поисковыми системами;
- иные возможности.
Для знакомства с возможностями вполне подойдет бесплатный вариант скриптаСкрипт Shop-Script существует в двух вариантах — бесплатном и платном. Базовые возможности у них одинаковые, но платный позволяет использовать множество дополнительных настроек, существенно расширяющих функциональность сервиса. В то же время изучить основные возможности и принять решение о том, подходит вам данный скрипт или нет, можно и попробовав бесплатную версию.
Скрипт разработан на основе языка PHP и использует одну из баз данных — СУБД MySQL, MS SQL или Interbase. В качестве сервера можно использовать как Apache, так и IIS (разница заключается в настройках ограничения доступа к системным разделам магазина для предотвращения несанкционированного доступа и нарушения его работоспособности). Для работы под Apache в комплекте поставки имеется файл .htaccess, реализующий ограничение доступа, под IIS настройки нужно выполнить, следуя руководству по установке.
Сам процесс установки занимает буквально несколько минут (если базовые компоненты сервера уже установлены). Достаточно скопировать разделы дистрибутива в новый каталог, создать раздел для базы данных и запустить файл инсталляции install.php. Следуя его указаниям, нужно заполнить несколько полей, определить используемую базу данных и... ваш магазин готов к работе. (Не забудьте удалить файл install.php, чтобы никто иной не смог им воспользоваться — это чревато серьезными последствиями.)
Работая со скриптом, у вас есть возможность выбора базы данныхКак уже говорилось, система может работать с различными базами данных. Для настройки работы скриптов с определенной СУБД необходимо лишь выбрать ее из списка в процессе установки продукта и прописать настройки подключения к базе данных. Независимость от базы данных достигнута использованием в скриптах только стандартных запросов. Все функции для работы в разных СУБД вынесены в отдельные файлы. Запросы для создания метаданных зависят от выбранной СУБД. Запросы к базе, вызывающиеся в уже установленном и работающем магазине, одинаковы для всех типов поддерживаемых СУБД (отличаются только скрипты установки).
Многоязычность магазина основывается на подключении единственного файла, в котором определяются все отображаемые надписи, элементы меню и иные текстовые элементы. В бесплатной версии по умолчанию поддерживаются два языка, но можно создать свой файл определения значения переменных и у вас — дополнительный языковой интерфейс. Так, к примеру, выглядит часть описания русскоязычного интерфейса:
- define('CURRENT_PRICE', 'Наша цена');
- define('YOU_SAVE', 'Вы экономите');
- define('IN_STOCK', 'Наличие на складе');
- define('VOTING_FOR_ITEM_TITLE', 'Оцените товар!');
- define('MARK_EXCELLENT', 'Отлично!');
- define('MARK_GOOD', 'Хорошо');
- define('MARK_AVERAGE', 'Средне');
Для разработки шаблонов используется бесплатная библиотека SmartyВнешний вид магазина формируется на основе шаблонов. Шаблоны созданы с использованием бесплатной библиотеки Smarty (/redir.php?url=smarty.php.net%29. В состав бесплатной версии включен только один шаблон, но, разобравшись с возможностями библиотеки (к ней имеется русскоязычная документация), можно создать свой вариант дизайна. Smarty — это компилирующий обработчик шаблонов для PHP и на PHP. Одно из предназначений Smarty — это отделение логики приложения от представления. А одна из ее уникальных возможностей — компилирование шаблонов. Это означает, что Smarty читает файлы шаблонов и создает PHP-код на их основе. Код создается один раз и потом только выполняется. Поэтому нет необходимости обрабатывать файл шаблона для каждого запроса и каждый шаблон может пользоваться всеми преимуществами таких кешируюших решений, как Zend Accelerator или PHP Accelerator.
Каждый шаблон может быть сопоставлен определенному языку интерфейса. Список доступных языков интерфейса задается в файле cfg/language_list.php, там же им сопоставляются шаблоны, например:
- $lang_list[0] = new Language();
- $lang_list[0]->description = «English»;
- $lang_list[0]->filename = "./includes/language/english.php";
- $lang_list[0]->template_path = "./templates/tmpl1/";
Для администрирования магазина есть специальный раздел. В нем можно управлять заказами и покупателями, продукцией, продаваемой в магазине, отчетами, дополнительными модулями и выполнять дополнительные настройки. В бесплатной версии отключена существенная часть всех возможностей — нельзя подключить модули новостей, голосования и обработки кредитных карт, нет возможности формировать отчеты, доступен только один тип валюты, отсутствует возможность импорта данных в каталог из файлов Excel и 1С (подразумевается, что все это есть в платной версии).
Каталог товаров формируется таким, каким он видится владельцу магазина. Он сам определяет количество уровней, количество разделов в каждом уровне и количество товаров, отображаемых на одной странице. Отдельные товары можно выносить на витрину магазина — для этого можно использовать как интерес покупателей, выраженный через голосование, так и иные принципы. Одно ограничение — в список спецпредложений могут добавляться только те товары, для которых есть фотографии.
При отборе товара они попадают в «корзину» и остаются там до тех пор, пока не будет выполнено оформление заказа. В бесплатной версии отсутствует возможность регистрации клиента в магазине, поэтому свои данные необходимо будет заносить при каждой новой покупке. В полной версии эти данные можно занести при регистрации и в дальнейшем использовать уже их. После оформления покупки (ввода своих данных) эти сведения попадают к менеджеру, который каким-либо образом связывается с покупателем и согласовывает варианты оплаты и доставки товара. В полной версии часть таких работ автоматизирована и, соответственно, более удобна для пользователя.
А можно превратить магазин в интернет-каталог товаров, предлагаемых их владельцем. Все, что для этого необходимо, — это отметить соответствующую галочку в режиме администрирования. При этом у клиента не будет возможности добавления позиций в корзину и оформления заказа. Такая витрина может быть очень полезной в части рекламы продукции, особенно в связке с нацеленностью создаваемых страниц на регистрацию в поисковых системах и каталогах веб-ресурсов. Последнее очень хорошо реализуется за счет того, что в создаваемых страницах их заголовки и мета-теги (ключевые слова, описания) генерируются автоматически в зависимости от того, на какой странице находится пользователь. Например, при просмотре описания товара в заголовок страницы автоматически добавляется его название, а описание добавляется в тег Description.
Администрирование сайта отличают простота и наглядность выполняемых действий. Страницы администрирования не перегружены избыточной информацией, удобны для работы. Освоить управление магазином не представляет какой-либо сложности. Из возможностей, которые хотелось бы видеть, не хватает системы рекламных баннеров, статистики внутренних переходов посетителей и статистики, откуда они пришли в этот магазин, а также системы оплаты с помощью электронных денег.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru