Почему-то срабатывает по-детски наивная логика: количество спама в моем ящике все увеличивается, доходы спамеров растут, значит, кто-то все активнее пользуется их услугами, а ведь заказчики спама не дураки, не просто так деньги на ветер выбрасывают. Видимо, эффективный маркетинговый инструмент эти самые спам-рассылки! И принимается решение продвигать свой бизнес в Интернет именно этим, низкозатратным и «высокоэффективным» способом.
Только сказки все это. Спам (по крайней мере, на сегодняшнем уровне его развития) не может быть эффективным рекламным средством. В этой статье мы не собираемся рассуждать об этичности или неэтичности несанкционированных рассылок рекламы, и тем более – о способах борьбы с ними. Мы просто приведем ряд аргументов которые, на наш взгляд, доказывают бесполезность спама с точки зрения интернет-маркетинга, и, кроме того, покажем ряд способов цивилизованного продвижения веб-ресурса, не более затратных, чем навязчивая рассылка почтовых сообщений.
Проводя массированную рекламную атаку на широкую аудиторию, рекламодатель стремится донести да максимально возможного круга пользователей информацию о своей компании или брендеИтак, в чем основное достоинство спама? В возможности за небольшие деньги охватить огромную аудиторию. Сегодня базы данных заслуженного спамера включают сотни тысяч адресов электронной почты. Собственно, именно за это количество адресов рекламодатель и платит из расчета нескольких центов за адрес, по которому будет отправлено его рекламное сообщение. Что ж, охват аудитории – очень важный показатель рекламной кампании, особенно имиджевой (брендинговой).
Но о каком имидже рекламодателя может идти речь, если спамер абсолютно не затрудняет себя даже элементарными усилиями по составлению качественного рекламного послания? Вот несколько спамерских посланий из десятков таких же, пришедших за ночь на мои почтовые адреса:
Пример типичного спам-послания |
Как видим, спамерские письма отличаются крайней непрезентабельностью: ни нормального имени отправителя, ни внятной темы письма... А уж о тексте послания и говорить не хочется: фамильярное "Привет!" неизвестно от кого, набор жутких слоганов, плюс какие-то непонятные вставки на латинице. Так что положительный эффект от такого контакта с брендом, прямо скажем, не наблюдается.
Очень большая часть спама фильтруется на уровне провайдров и до почтовых ящиков пользователей вообще не доходитЕще одно декларируемое достоинство спама – произвольная частота рекламного контакта. Действительно, неоднократно разослать одно и то же послание по всем адресам из базы – дело пустячное. В результате изо дня в день в наш ящик падает одно и то же приглашение: выучить разговорный английский, купить DVD, сделать что-либо еще. Но вот вопрос: является ли получение спам-письма полноценным рекламным контактом? В очень редких случаях, поскольку такие письма, как уже говорилось чуть выше, видны невооруженным взглядом и подавляющее большинство пользователей моментально бросают их в корзину почтового клиента. И неважно, делают они это вручную или пользуются каким-то средством автоматизации процесса. Суть в том, что чуть ли не на подсознательном уровне срабатывает простая директива: "Перед прочтением – сжечь!". Так о каком рекламном контакте, да еще неоднократном, можно говорить?
Конечно, существует и противоположная точка зрения. Очень красочно ее выразил на страницах «Русского журнала» известный мастер парадоксального мышления Николай Попов. В своей статье он выступил от имени "дерррской дивченки", некоего рядового интернет-пользователя, для которого проблемы спама не существует. Действительно, подавляющее большинство пользователей спам, да и обычную почту, получают в мизерных количествах, так как узок круг их общения в Сети. И для них рекламное послание – чуть ли не приключение: "Надо же, я кому-то нужен, кто-то рассматривает меня как потенциального клиента...". Одним словом, возникает иллюзия, что спам подготовлен персонально для каждого получателя, а отсюда и желание отреагировать на письмо, посмотреть, что там да как на рекламируемом сайте.
Не согласиться с Николаем невозможно: у спама действительно есть определенная аудитория. Вот только слишком она размытая, о ее интересах и пристрастиях ничего не известно. Следовательно, какой смысл адресовать ей свои маркетинговые программы? Максимум, чего можно ожидать от таких пользователей – это однократного посещения рекламируемого ресурса, без определенных целей, из любопытства. Говорить о значительном коэффициенте конверсии, то есть о превращении рекламного контакта в какое-то действие, выгодное рекламодателю (покупка или регистрация на сайте), практически не приходится.
Иногда встречаются сообщения, вроде того, что "... гендиректор одной из небольших компаний, занимающейся дистрибьюцией, говорит, что спамерская рассылка, на которую было потрачено $100, вызвала такой вал звонков новых клиентов, что компания даже не успела их все обработать". Эти сообщения нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Но еще об одном таком шквале звонков знают многие: печально известный центр то ли американского, то ли английского языка недавно атаковали по телефону, но совсем не клиенты, а разгневанные получатели спама. Вот два последствия использования спам-технологий в маркетинге. И возникает вопрос: стоит ли, затевая рекламную кампанию в Интернете, рисковать добрым именем своего бизнеса в надежде на довольно призрачный результат?
Да, у спамеров остался еще один, очень весомый аргумент: их услуги дешевы. Оно и понятно, ведь в данном случае за отправку рекламу платят не спамеры, а мы, пользователи Интернета. Воровать автомобили тоже значительно дешевле, чем покупать, однако это не значит, что такой подход законен. При этом существуют другие способы использования электронной почты в качестве канала распространения информации о вашем бизнесе. Они, что интересно, не более затратны, зато позволяют сохранить лицо и достичь того самого брендингового эффекта, воздействуя на свою целевую аудиторию, а не паля из пушек по воробьям.
Рассылка становится цивилизованной, если посетитель сам внес себя в список ее получателей и всегда имеет возможность отказаться от подписки и больше не получать ее выпусков.Ведь можно проводить те же самые рассылки цивилизованным путем, с гораздо большим, а главное — предсказуемым эффектом. Только рассылка ваша, в отличие от спамерской, должна быть санкционированной, то есть получатель должен дать согласие на нее. Как этого добиться? Существует множество способов. Например, если ваши посетители заполняют на сайте какие-либо анкеты, то в анкету должно быть вставлено предложение подписаться на рассылку. Кстати, в этом случае можно организовать персонализированную рассылку, когда каждое письмо будет сопровождаться прямым обращением к получателю: "Добрый день, уважаемый Константин!.." и так далее. Такое персональное обращение в корне меняет отношение к полученному письму, создаются действительно личные контакты, наблюдается положительный брендинговый эффект. Как организовать такую персонализированную рассылку, вам расскажет тот самый веб-программист, который участвовал в создании вашего сайта.
Еще один способ создания собственной рассылки – обратиться к специализированному сервису, вот несколько наиболее популярных из них:
Плюс этих систем в том, что они помогают создателю рассылки привлечь к ней новых подписчиков, а значит, новых клиентов. Главный минус – в ваших рассылках будет присутствовать реклама владельцев сервиса.Маркетологам коммерческих ресурсов и интернет-представительств офлайновых компаний обязательно стоит обратить внимание на центры рассылки пресс-релизов, подобные следующим службам:
- Центр рассылки пресс-релизов (Subscribe.Ru);
- Пресс-релизы IT-компаний (Сnews.ru);
- Пресс-релизы (KM.ru)
Конечно, центр пресс-релизов примет к рассылке только достойный информационный поводСуть работы каждой такой службы заключается в том, что она аккумулирует пресс-релизы самых различных компаний, классифицируя их определенным образом: по роду деятельности фирмы, по тематике события (новая маркетинговая программа, новое назначение в компании, анонс семинара или конференции) и так далее. В итоге из пресс-релизов формируются отдельные тематические рассылки. Получателей этой информации немного, далеко не все они являются вашими потенциальными клиентами, зато большая часть из них – сотрудники СМИ (как онлайновых, так и офлайновых) или владельцы авторских тематических контент-проектов. Таким образом, рассылая информацию через подобные центры, вы можете быть уверены, что она будет опубликована на большом количестве веб-ресурсов, с которых к вашему бизнесу будут привлечены заинтересованные посетители, а не разгневанные получатели несанкционированных рассылок.
Так что электронная почта – реально работающий канал продвижения бизнеса в интернет-среде. Только использовать его нужно с умом. А у спамеров есть только один аргумент, который никак не опровергнуть: взаимодействие с ними не требует никаких умственных и временных затрат. Заплатил копейки — и забыл. Будет эффект от спам-рекламы или не будет – какая разница? Ведь копейки затрачены, не жалко.
Статья получена: hostinfo.ru