Вообще-то, мы не пишем про компьютерные игры, но на этот раз уж больно тема заманчивая: онлайновая игра убивает игроков ничего себе, правда? Наверное, именно в таком случае уместнее всего сказать "доигрался". Жертва пока одна, но будут ещё, не сомневайтесь, обязательно будут. Таков наш мрачный прогноз.
Чтобы вы сразу определились, стоит ли читать эту статью, вначале скажем, что, по-нашему мнению, первая реальная смерть по вине виртуального мира это достойная тема.
Здесь мы расскажем о молодом игромане, совершившем самоубийство из-за того, что у него как-то не заладилось играть в EverQuest.
Мать погибшего обвиняет в случившемся "проклятую игру" и её создателей из SONY. На наш взгляд, не факт, что виновата игра или только игра, потому предлагаем попытаться разобраться вместе.
История эта не новая трагедия случилась в конце марта 2002 года. Почему сейчас вспомнили? Да, вот CNN ни с того ни с сего выдала 2 июня 2002 года статью об этом, поместив её почему-то в рубрику "Health".
Видя такое дело, наши коллеги с пылу с жару и вовсе напугали публику, сообщив, что "ещё один фанат EverQuest покончил жизнь самоубийством". При этом коллеги напрочь забыли, что ещё в начале апреля писали о том же самом. Короче говоря, не беспокойтесь, фанат всё тот же, а история действительно любопытная.
Жил да был американский парень по имени Шоун Вулли (Shawn Woolley). Грузный, не в меру застенчивый, со странным чувством юмора, Вулли в свои 20 с лишним лет звёзд с неба не хватал. Но это в офлайне.
| ||
Так вот, вернёмся к Шоуну Вулли. Когда он окончил среднюю школу, то отправился постигать основы графического дизайна в nearby vocational school по-нашему в ПТУ. Проучившись там семестр, с обучением Вулли завязал и устроился помощником менеджера в сети пиццерий.
В конце концов, и работа ему опостылела: Вулли уволился и погрузился в онлайн, а именно в игровую атмосферу EverQuest. Так сказать, примкнул к 430 тысячам зарегистрированных игроков этого квеста. Произошло это в июле 2000 года.
| ||
Лиз Вулли помнит, как её сын пришёл в неописуемую ярость из-за того, что один из игроков украл у него какие-то виртуальные сокровища пришлось забрать у него клавиатуру.
Само собой, Шоун тут же отправился в магазин и купил новую. Тогда мать попробовала ограничить время, которое сын проводит за компьютером не помогло и это, Шоун стал играть по ночам, пока мать спала.
Дальше больше: сын украл у матери номер её кредитной карточки, чтобы оплатить счёт за игру около $60 (сейчас SONY, разработчик EverQuest, берёт с игроков уже около $13 в месяц). В общем, Шоун достал мать до такой степени, что она практически выгнала его из дома.
| ||
В мае 2001 года офлайновая жизнь Шоуна Вулли стала налаживаться. Он снова устроился в пиццерию, начал зарабатывать, снял более-менее приличную квартиру и в августе 2001 года скопил деньги на подержанный компьютер. Снова EverQuest, и вот уже Шоун не подходит к телефону.
11 ноября 2001 года игроман уволился с работы в последний раз и закрылся в своей квартире. Полицейские считают, что Шоун играл непрерывно до 20 ноября в этот день в США отмечают День благодарения. Когда мать, обеспокоенная отсутствием сына за праздничным столом, с помощью соседей взломала дверь, Шоун сидел в кресле у компьютера. Его голова была неестественно запрокинута вбок, туда, где мерцал экран монитора. Он был уже мёртв.
Приехавшая по вызову полиция обнаружила в квартире Шоуна компьютер, вокруг которого был страшнейший бардак: грязная одежда, упаковки из под продуктов быстрого приготовления и тому подобное.
Разумеется, они не могли не заметить и винтовку 22-го калибра, с помощью которой игроман и свёл счёты с жизнью. Это ружьё Шоун купил за неделю до самоубийства, что даёт основания считать, что он планировал свою смерть. Кстати, мать знала о покупке оружия, но ничего не предприняла: купил значит, ему надо.
Лиз Вулли обвиняет SONY Online Entertainment (SOE помните СОИ Стратегическую оборонную инициативу?), утверждая, что в EverQuest были преднамеренно добавлены некие особенности, из-за которых игроки не могут оторваться от игры. В ответ на это SOE пытается объяснить, что их игра такое же развлечение, как и все остальные, что потребители должны использовать ту или иную продукцию ответственно и так далее. Впрочем, SOE сообщила матери, что она может подать на них в суд.
Кто тут прав, а кто нет должны, по идее, решить эксперты, медики и другие специалисты, но, как рассказывает CNN, единого мнения об опасности онлайновых игр и интернет-сёрфинга до сих пор нет. Однако в независимости от этого, эксперты сходятся в одном количество игроманов, проводящих за компьютерами прорву времени, неизменно растёт.
| ||
Большинство игроков контролирует своё "игровое" время, но, по словам экспертов, немало и тех, кто не в состоянии справиться с соблазном. К тому же, говорят, что из EverQuest не так-то просто выйти, то есть завершить игровую "сессию" на то, чтобы игрок уладил все дела и вышел благополучно, может потребоваться несколько часов. SONY говорит, что это всё неправда, а на выход нужно 45 секунд.
Возвращаемся к Шоуну Вулли. Является ли игра причиной его смерти? Во-первых, выяснилось, что он был эпилептиком. По словам матери, из-за компьютера болезнь прогрессировала, приступы повторялись всё чаще. Во-вторых, лечили же парня от депрессии с шизоидным уклоном, значит, с психикой у него было не всё в порядке. Сам виноват, что не долечили. В-третьих, покопавшись в компьютере сына, мать обнаружила, что Шоун довольно долго пользовался никнэймом "ILUVYOU", что, по её мнению, говорит о страданиях на почве неразделённой онлайновой любви. В общем, и без EverQuest наборчик ещё тот, но и с игры обвинения снимать спешить не надо.
Теперь Лиз Вулли, решившая не сидеть без дела, чтобы смерть сына не была напрасной, намерена создать общество анонимных игроманов и соответствующий сайт: "Если вы алкоголик или наркоман, то вам есть куда обратиться за помощью. Но не было никого, кто знал, как помочь моему сыну".
И ещё кое-что о EverQuest. Дэвид Бекер (David Becker) из CNET News написал 12 апреля 2002 года весьма познавательную статью об игромании и в основном о EverQuest. Коллеги из ZDNet.Ru её довольно внятно перевели, а мы не можем удержаться, чтобы немного не процитировать этот материал:
"Игромания, в среде поклонников компьютерных и видеоигр давно ставшая предметом шуток, в которых есть доля правды, вызывает всё больше опасений по мере того, как множится число участников игр фэнтези, подобных EverQuest, которую часто называют EverCrack. Женщина из штата Висконсин считает EverQuest причиной случившегося в конце прошлого месяца самоубийства своего 21-летнего сына. А во Флориде был случай, когда отец так заигрался, что перестал обращать внимание на младенца, и это привело к его гибели. Конечно, такие примеры редкость, но специалисты по психическим расстройствам утверждают, что выдуманные миры, создаваемые компьютерными и видеоиграми, стали объектом вполне реального пристрастия, способного разрушить брак и карьеру.
"Это гигантская и всё усугубляющаяся проблема молодых людей, говорит практикующий психолог Тимоти Миллер (Timothy Miller). Я был свидетелем многих случаев, когда 17 или 18-летние юноши, имеющие широкополосный доступ к Интернету, годами практически не выходили из дома". Один молодой человек пытался получить инвалидность в связи с агорафобией (боязнью открытого пространства), но у него не было психического расстройства, он просто не хотел отрываться от EverQuest и чата.
| ||
Такие игры влекут к себе игроков ещё и сложными системами целей и достижений. Участники EverQuest стремятся перевести своих персонажей с более низкого уровня на следующий, соревнуясь за такие ценности, как доспехи и оружие. Психолог Миллер на себе испытал, сколь притягательными могут быть такие игрушечные цели. Он попытался поиграть в Diablo II, чтобы понять, что это такое, и вскоре поймал себя на том, что провёл за игрой всю ночь. Тогда, чтобы вырваться, ему пришлось удалить игру со своего ПК и выбросить CD".
Пожалуй, хватит цитат. Все заинтересовавшиеся прочтут эту статью сами: здесь по-русски, а тут по-английски. В заключение, напомним вам результаты опроса наших читателей, у которых мы спросили, играют ли они в компьютерные игры. Большинство, 43% (306 голосов) признались, что играют в современные шутеры, стратегии и так далее. 33% (234 голоса) сообщили, что играют, но очень редко. Будем надеяться, вас, наших читателей, никакими EverQuest'ами не проймёшь, потому у вас всё будет в порядке и в офлайне, и здесь, где вы сейчас пребываете.
Статья получена: Membrana.ru