Недобросовестная реклама
Давайте заглянем в действующий закон. Под недобросовестной рекламой подразумевается дискредитация юридических или физических лиц, злоупотребление недостатком знания потенциальных клиентов, использование элементов (текста, изображений, музыки) другой рекламы. На первый взгляд, эта статья нарушается в Интернете не так уж и часто. Но на самом деле... Возьмите, например, баннеры многих развлекательных сайтов. На них написана часть анекдота, а внизу стоит надпись «далее». Зачастую человек, неискушенный в Интернете, переходя по этой ссылке, даже и не подозревает, куда попадет. Но ведь это и есть недобросовестная реклама в чистом виде: имитация, злоупотребление недостатком знания и введение в заблуждение.
Недостоверная реклама
Именно эту статью чаще всего нарушают в Сети. Недостоверная реклама — это реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения, касающиеся качества товара, его цены, условий распространения и доставки, гарантии, авторских прав, сравнений с другими товарами и так далее. Кстати, под эту статью попадает и использование в отношении рекламируемых вещей или услуг терминов превосходной степени ("самый", «лучший», «единственный» и так далее). А за примерами далеко ходить не надо. Вот, например, вы видите баннер хостинг-провайдера, на котором написано: «Каждому клиенту домен в подарок». Но, перейдя на сайт этого хостера, вы убеждаетесь, что бесплатное доменное имя полагается только людям, заключившим контракт на год или более. Вот вам и явное нарушение закона — сокрытие дополнительных условий. Или вот еще один, более общий пример. Вспомните, сколько в Сети баннеров с надписями free или «совершенно бесплатно»? Но в результате оказывается, что это предложение действует только как приложение к заключенному договору или какой-нибудь покупке. Отдельного упоминания заслуживает просто огромное число рекламы в Интернете, предлагающей самые низкие цены, самую надежную доставку, самые полные наборы услуг... В общем, у всех все самое, самое, самое... Все-таки недаром в законе этот пункт оговорен отдельно.
Неэтичная реклама
С неэтичной рекламой постепенно начинают боротьсяРеклама, которая «содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали» называется неэтичной. Также под это определение попадает оскорбление предметов искусства, национальных или религиозных символов, национальной валюты, физических или юридических лиц, отдельных профессий, товар. Как видите, список достаточно внушительный. Вот только толку от этого совершенно никакого. Сами подумайте, если уж рекламодатели «плюют» на закон, то неужели они будут соблюдать нормы этики? Да и за примерами далеко ходить не нужно. В Сети «крутится» множество баннеров, оскорбляющих религиозные и национальные символы, валюту и так далее. А все почему? Да потому, что на рынке интернет-рекламы спрос значительно меньше предложения. В результате многие сайты согласны на любые баннеры. Интимные услуги? Пусть будут интимные услуги (официально, кстати, запрещенные законом). Пиратские компакт-диски? Да пожалуйста, лишь бы деньги платили. Конечно, это относится далеко не ко всем рекламодателям. Крупные компании и веб-проекты заботятся о своей репутации и не допускают подобного. Вот только кроме них существует множество рекламодателей поменьше, которые с радостью соглашаются на любые предложения. Правда, в последнее время ситуация начинает потихоньку меняться в лучшую сторону. Например, все большее число баннерообменных сетей проводят достаточно строгую модерацию баннеров перед их размещением, безжалостно удаляя неэтичные.
Заведомо ложная реклама
Реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителей, называется заведомо ложной. Нужно ли говорить, что подобное законом запрещено. И запрет этот стараются соблюдать. По крайней мере, крупные компании. Да и баннерообменные системы обычно проверяют все поступающие баннеры на предмет их соответствия предлагаемым на рекламируемом сайте товарам или услугам.
Скрытая реклама
Скрытой рекламы в Сети нет. Или это мы просто о ней не знаем?
Скрытая реклама — это реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Так говорит закон. Но какие же могут быть в Интернете рекламные носители, оказывающие на людей не осознаваемое ими самими влияние? Для телевидения такие технологии, по слухам, существуют — взять хотя бы знаменитый, хотя и полумифический "25-й кадр". А вот для Интернета пока ничего подобного не придумали. А может, и придумали, просто мы, простые интернетчики, об этом ничего не знаем?..
Подводим итоги
Да, картина, сложившаяся картина выглядит довольно удручающе. И кажется, что сделать ничего нельзя. Да так оно, на самом деле, и есть. В нашей стране до сих пор нет ни одного прецедента обвинения кого-то в нарушении закона «О рекламе» в Интернете. Тому есть две причины. Во-первых, действующее законодательство совершенно не учитывает особенностей Глобальной сети, что неудивительно — принимался он еще в прошлом веке. В результате его применение к интернет-рекламе фактически невозможно: слишком уж много спорных моментов, которые можно истолковать практически по любому. Получается, нужен новый закон. Но не только. До сих пор в России нет государственного органа, способного реально проследить и выявить нарушения в интернет-рекламе. То есть официально, конечно, контроль ведется. Вот только чиновники довольствуются различными бумагами, договорами и тому подобными вещами. Реально же заглянуть в Сеть, чтобы посмотреть на «живую» на рекламу, они не могут или не хотят (а может, просто времени не хватает). Вот и получается у нас, что контроля за исполнением законов в Рунете никакого нет. Сколько это еще будет продолжаться? Неизвестно...
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru