Специального законодательства, регулирующего все нюансы еще нет (и непонятно, когда будет и будет ли вообще). А вот если применить существующий закон «О рекламе» к Интернету, такие казусы могут получиться... Вот и выходит, что закона, регулирующего рекламу в Сети, нет. Ну, а раз нет закона, сами понимаете, есть беспредел...
На сегодняшний день на рынке интернет-рекламы царит полный кошмарКому-то может показаться, что слово «кошмар» чересчур жестко для определения ситуации в мире интернет-рекламы. Но ведь именно так и обстоят дела в действительности. Конечно, мы, простые интернетчики, уже давно привыкли ко всем рекламным «тяготам»: куче привлекательных, но чрезвычайно назойливых баннеров, к спаму, к обману, обилию в Сети «самых», «единственных» и прочих предложений в превосходной степени. Тем не менее, если взять за основу действующий закон «О рекламе», то окажется, что в Интернете постоянно нарушаются практически все его статьи. Правда, ответственности за это никто не несет. Точнее, у нас никто не несет. В западных странах электронная коммерция уже давно стала привычным видом бизнеса, так что соответствующие законы за рубежом существуют, а за их исполнением внимательно следят.
У нас, к сожалению, законодатели еще не удосужились обратить свое внимание на столь важную для электронной коммерции в частности и для всей Сети в общем область. Так что юристы до сих пор спорят, можно ли применять действующий закон «О рекламе» к средствам интернет-маркетинга. И постепенно все больше и больше людей склоняются к мнению, что, «за неимением лучшего сойдет и тот, что есть». Но пока все эти дебаты идут на страницах газет или различных форумах и конференциях, в Интернете практически каждый баннер нарушает действующий закон. Не верите? Хорошо. Давайте пропустим общие пункты закона и остановимся на 5-й, так сказать, базовой статье — «Общие требования к рекламе».
Реклама должна быть легко распознаваема...Пункт 1. «Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения».
Фактически этот пункт запрещает использование столь любимых многими «слепых» ссылок. Что это такое? Допустим, на сайте есть ссылка «Анекдоты», при нажатии на которую человек попадает в интернет-магазин бытовой техники. Конечно, этот случай — самый примитивный. Чаще всего рекламодатели действуют сложнее. Например, так размещают картинку со своей ссылкой на сайте, что пользователю она кажется частью данного проекта, и, нажимая на нее, он даже не подозревает, куда попадет.
Реклама должна быть на русском языкеПункт 2. "Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке ..."
Что тут можно сказать? Оказывается, формально, все баннеры с огромными надписями FREE, BEST и им подобные — незаконны. Надо было на русском писать: «Бесплатно»...
В рекламе должен быть указан номер лицензииПункт 3. «Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию».
Скажите мне, вы видели хотя бы на одном баннере номер лицензии какого-нибудь интернет-магазина? А ведь любой магазин, пусть даже и виртуальный, должен иметь лицензию на право торговли тем или иным видом товара. То есть здесь мы сталкиваемся с массовым нарушением закона. Хотя, есть один нюанс, в корне меняющий все дело. Оказывается, по нормам, номер лицензии не может занимать более 5% от рекламной площади. Ну а теперь возьмите любой баннер, хотя бы, 100x100, и посчитайте, сколько точек отводится на требуемую законом надпись. У меня получилось, что весь номер лицензии и название организации, ее выдавшей, должны уместиться на площади в 500 пикселей (прямоугольник 50x10). Интересно, кто сможет прочитать такую надпись?
Пункт 4. «Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой »подлежит обязательной сертификации".
Вспомните, встречалась ли вам хоть раз в Интернете надпись «Подлежит обязательной сертификации»?
Пункт 5. "Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации".
Проблема сохранения авторских прав и интеллектуальной собственности всегда стояла на одном из первых мест по своей актуальности. Причем нарушения в рекламе — это далеко не самая важная часть этой беды.
Пункт 6. "Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям..."
В принципе, этот пункт соблюдается достаточно точно. По крайней мере, баннеров с призывами взорвать что-то в Рунете не видно. Но вот что делать с особо назойливой рекламой, вызывающей раздражение и могущей привести к нервному срыву (это доказано врачами)? Ведь нервный срыв у многих людей может привести к довольно печальным последствиям (например, у водителей общественного транспорта). Так что раздражающая реклама, хоть и не явно, но нарушает этот пункт закона.
Пункт 7. «Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство».
Пожалуй, этот пункт единственный, который соблюдается в глобальной сети. Причем дело тут не столько в законопослушности рекламодателей, сколько в моде. Да, да, сейчас модно заботиться о природе. Так что «антиэкологическая» рекламная компания обречена на провал.
Нужен новый закон о рекламеНу и как? Убедились, что интернет-рекламе закон не писан? А ведь мы прошлись только по одной статье. Еще же есть недобросовестная реклама, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая... В общем, выход тут только один — специальный закон, регулирующий рекламную деятельность в глобальной сети с учетом всех особенностей Интернета. Без этого тот кошмар, который творится сейчас, будет продолжаться вечно.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru