Технология VoIP (Voice over Internet Protocol) для сотовых сетей сулит большой технологический прорыв уже в ближайшие годы. Проблема в том, что мы, кажется, пока не готовы её принять.
Секрет растущей популярности VoIP-технологии предельно прост: сохраняющаяся монополия государственных телекоммуникационных компаний, удерживающих завышенные цены на международные звонки, стимулирует интерес компаний и частных лиц к альтернативным способам обмена информации.
Ясно, что даже самые мизантропические компьютерщики не могут удовлетвориться регулярным обменом электронными произведениями эпистолярного жанра: иногда хочется и поболтать. И желательно голосом.
Вот здесь-то и приходит Voice over Internet Protocol.
Естественно, что огромный объём отложенного спроса, искусно созданного телефонными монополистами, сулит поставщикам "альтернативных решений" немалые прибыли. Но, к сожалению, прорыва на этом фронте пока не наблюдается: операторы ограничиваются вялой бомбардировкой позиций монополистов.
Их нежелание бросаться в прямую атаку вполне объяснимо: нет ясности со стратегией, нет современного и вместе с тем дешёвого оборудования, да и существующая инфраструктура пока не готова принять на себя огромные объёмы оцифрованного голосового трафика. Но обо всём по порядку.
Притом, что первые эксперименты с VoIP начались ещё в 1994-95 годах, технология так и не успела толком созреть для того, чтобы стать массовой: спецификация H.323 предполагает использование достаточно простых и дешёвых оконечных устройств, но вкупе с дорогостоящим серверным оборудованием, которое и берёт на себя все функции по обработке сигнала.
Возможно, что такое решение и подходит для крупных компаний, имеющих зарубежные представительства, но для индустрии в целом оно является фактором, скорее сдерживающим, нежели ускоряющим внедрение новых технологий и расширение списка предоставляемых услуг. Кроме того, налагает свои ограничения и ныне существующая кабельная инфраструктура, пропускной способности которой явно не хватает.
Тем не менее, определённые подвижки в этой области уже намечаются. Речь идёт об экспериментах с интернет-телефонией, проводимых операторами сотовых сетей третьего поколения. В частности, компании Nextel, Qualcomm и Motorola образовали тройственный союз с целью создания технологии Direct Connect.
Продукт, соединяющий в себе архитектуру VoIP и технологию Qchat, принадлежащую Qualcomm, должен обеспечить возможность соединения с нужным абонентом нажатием всего одной кнопки.
В несколько ином направлении движется другая американская компания: Verizon Wireless. В настоящее время уже проходит испытания её новая сверхскоростная сеть EV-DO (evolution data only). Будучи "надстройкой" стандарта CDMA 20001х, технология EV-DO предназначена для радио-доступа с использованием системы интернет-адресации и способна обеспечить обмен мультимедийными данными на скоростях до 2,4 мегабит в секунду. Руководство компании предполагает положить VoIP "поверх" этой платформы.
Очевидно, стоит вспомнить и совместную программу Nokia и AT&T Wireless, создающих сеть третьего поколения, с полной IP-адресацией и, соответственно, поддерживающей VoIP.
Однако, при всём блеске победных пресс-релизов, выпускаемых фирмами, работающими над внедрением интернет-телефонии, имеет место быть одна очень важная, но не видимая на первый взгляд проблема: срок окупаемости таких проектов.
Вложения в создание совершенно новой инфраструктуры, очевидно, потребуют сотни миллионов, если не миллиарды долларов. И с учётом того, с какой скоростью устаревает только что купленное оборудование, поставщикам такого рода услуг придётся закладывать в бизнес-планы просто астрономические показатели рентабельности.
И, значит, снова всё упрётся в ценник...
Статья получена: Membrana.ru