"Медиа-Картель" пришел в питерский интернет в два этапа. Старт первого состоялся почти ровно год назад, когда 23 марта "Медиа-Картель" был образован. На пресс-коференции, посвященной этому событию, она была анонсирована как управляющая компания, специализирующаяся на венчурных инвестициях в перспективные интернет-проекты. Проще говоря, "Картель" собирался покупать стартапы, вкладывать в них деньги и продавать. Главным учредителем и обладателем 51% акций стал "Русский Металл" во главе с Андреем Бровиным.
На последнего немедленно напала местная и общероссийская пресса с вопросами о смене металлического бизнеса на электронный. Г-н Бровин проявил себя настоящим пионером "Пузыря веб 2.0", о котором, впрочем, еще никто не знал, и рассказал журналистам, что металлотрейдеров становится всё больше, на рынке уже негде развернуться, а вот интернет, особенно питерский, просторен, как невспаханное поле. При этом, Петербургом ограничиваться не планируется. "Медиа-Картель" будет скупать перспективные интернет-проекты и в Петербурге, и в Москве и создавать собственные. Другим направлением капиталовложений должна была стать интернет-реклама.
Помимо "Русского Металла", учредителями "Медиа-Картеля" выступили интернет-агентство Traffic и компания WebMaster.Spb. Каждая из компаний получила по 24.5% акций. Реализовывать заявленные планы Медиа-Картель начал с приобретения 5 проектов: www.tormozi.ru, www.nevastroyka.ru, www.cityspb.ru, www.allcredit.spb.ru, www.peterburgonline.ru. - покупки отбирались по принципу, во-первых, информационной направленности, во-вторых, посещаемости в размере нескольких сотен уникальных IP в день. К тому же, горячо приветствовалась петербургская география: не менее 50% посетителей – жителей города. Топ-менеджеры Картеля в многочисленных интервью пообещали бурную активность в развитии проектов и 180 тысяч долларов инвестиций в этот процесс. Планировалось освоить 5-7% рынка интернет-рекламы Санкт-Петербурга. Была сформирована выпускающая редакция, на проектах появились новые сервисы, портал "Все кредиты России", созданный в развитие инициативы "Всех кредитов Петербурга", получил награду конкурса "Золотой Сайт". Прощайте, металлисты – идут монополисты
Но по-настоящему Картель активизировался только в феврале 2007 года, когда контрольный пакет акций перешел к Андрею Рябых. "Интернет-буржуй" получил 59%, у "Русского Металла" осталось 26%, у Алексея Куприянова (интернет-агентство Traffic) – 15%. Г-н Рябых пополнил активы Медиа-Картеля тремя собственными порталами: itnews.spb.ru, stockmap.ru, propogodu.ru. Генеральным директором "Медиа-Картеля" была назначена Наталья Курылева, которая работала редактором пяти проектов, купленных на старте. О планах на ближайшее будущее Андрей Рябых рассказал SEONEWS: "Основным приоритетом развития деятельности «Медиа Картеля» на данном этапе является быстрый захват свободных и перспективных ниш, т.е. вывод новых проектов. Параллельно мы занимаемся реструктуризацией текущих проектов. Например, в ближайшие две недели выйдет новый релиз "Невастройки" – на портале будет осуществлен редизайн, а также будут запущены два новых сервиса. Осенью планируется полная переделка старых проектов – www.cityspb.ru и www.petersburgonline.ru У компании есть определенные приоритеты по развитию проектов. На данном этапе наиболее перспективны проекты экономического сегмента, однако это не значит, что остальные проекты останутся в таком же состоянии, как сейчас. Во 2 квартале года планируется запустить минимум два проекта, и еще по двум идут переговоры о передачи их в управление "Медиа Картеля".
Всё звучит очень серьёзно. Похоже, "Медиа Картель" решил стать региональным монополистом. Однако, объять необъятное компания пока не стремится – выделены конкретные приоритеты: "Большинство наших проектов лежит в экономическом сегменте. Пока не планируется менять приоритеты. Для реализации данной цели УК «Медиа-Картель» планирует запускать новые узконишевые проекты, цена контакта на которых с пользователем значительно выше, чем на сайтах с широкой тематикой и размытой целевой аудиторией. Кроме того, компания планирует внедрение сервисной модели на уже существующих проектах. Почти на всех проектах будут платные сервисы. Колонки/блоги стоят в планах по всем тематическим проектам".
Но самый главный вопрос касается, конечно, денег. Каким образом должны окупиться вложенные 180 тысяч долларов? Для сравнения напомним, что РБК собрался за два года инвестировать в развлекательный интернет 120 миллионов долларов. Петербургский экономический веб требует гораздо более скромных затрат, нежели общерунетовский развлекательный. Но, по мнению "интернет-буржуя", ничуть не менее доходный: главное - правильно с ним обращаться: "В обозримом будущем продавать проекты невыгодно - темп роста Рунета высок, свободных ниш все меньше, стоимость разработок растет. Поэтому основная прибыль планируется от рекламы и сервисв (прогноз 70%-30%) Как интернет-буржуя меня больше интересует сейчас максимальный охват активной аудитории Санкт-Петербурга". С точки зрения накала конкуренции, в Питере тоже сплошные бонусы: "Общая тенденция рынка - вывод петербургскими разработчиками сайтов своих информационных проектов. Для западных компаний питерский рынок пока слишком мал. Активная конкурентная борьба начнется, когда на рынке закончатся свободные ниши. Сейчас многие сегменты пусты, а те, которые заняты, - в них почти нет конкуренции". Если и искать конкурентов, то только в пределах Рунета и в рамках региона: "На сегодняшний момент наиболее перспективными являются интернет-проекты экономического сегмента. Основной конкурент в данном секторе - это Бонниер Бизнес Пресс с весомыми экономическими проектами, в частности www.dp.ru, а также существенными инвестициями. Тем не менее, www.dp.ru теперь федеральный ресурс, поэтому падение петербургской аудитории на нем довольно существенное. Поэтому задача обогнать своего конкурента по охвату питерской аудитории вполне осуществима. На данный момент суммарная аудитория проектов, принадлежащих "Медиа Картелю", составляет 0,5 млн. уникальных посетителей в месяц. Это сопоставимо с аудиторией тех интернет-издательств, которые работают на рынке уже несколько лет".
Итак, ждать ли в питерском интернете монополии Медиа-Картеля? Сам Медиа-Картель в лице Андрея Рябых высказывается совершенно недвусмысленно: "Если динамика развития проектов, принадлежащих компании не замедлится, то "Медиа Картель" имеет неплохие шансы стать ведущим интернет-издателем. Планируемый размер инвестиций в ближайшие 1,5 года составит несколько сотен тысяч долларов. В планах развития компании стать самым крупным интернет-издателем Санкт-Петербурга. В экономическом сегменте это произойдет в ближайший год, в общем охвате аудитории Санкт-Петербурга - в ближайшие 2-3 года".
Позиция "Медиа-Картеля" ясна. Осталось узнать, что думают по этому поводу другие участники рынка, насколько охотно они готовы спрятаться под широкое крыло монополиста.
Питерский рынок, оказывается, как минимум, биполярен. Годовалому "Медиа-Картелю" противостоит интернет-холдинг "АЖУР" с почти одиннадцатилетней историей. История эта богата приключениями и метаморфозами. "АЖУР" ("Агентство Журналистких Расследований") возник как полулюбительская инициатива группы журналистов в рамках газеты "Смена". "Агентство" проявило себя остросоциальными публикациями с криминальным оттенком. Первая форма выпуска медиа-продукта представляла собой новостную ленту. Позже появились газеты "Ваш Тайный Советник" и Фонтанка.Ру, которая остается одним из самых посещаемых сайтов Северо-Запада. Постепенно "АЖУР" превратился в медиа-холдинг: к Агентству присоединились "МК в Питере", 47News.ru, Невастройка.ру и Тормози.ру, проданные… Медиа-картелю. О последнем шаге Александр Горшков, замдиректора "АЖУРА", вспоминает со смесью досады и гордости: "Лично мне до сих пор жалко, что мы от них избавились. С другой точки зрения, это был очень удачный проект. Мы заработали на нем порядка 500 процентов. Это бизнес. Возможно, в Петербурге это первый опыт продажи интернет-ресурсов". "АЖУР" успел даже попринадлежать издательскому дому "Шанс", но их пути очень быстро разошлись. Сегодня "АЖУР" полностью углубился в скандально-криминальную тематику, журналисты холдинга пишут материалы для различных питерских изданий и в развитии интернет-проектов не замечены. Любознательным читателям предлагаю найти веб-сайт Агентства – вашему редактору это не удалось. Бизнес-репутация и рыночный имидж "АЖУРа" заставляют усомниться, что он представляет для Медиа-Картеля интерес или угрозу.
Гораздо ближе по духу (а значит - опаснее) для настроенного на деловой сектор рынка Медиа-Картель может оказаться "Деловой Петербург - Ежедневная газета о бизнесе и для бизнеса". Но, во-первых, это оффлайн-издание с собственным порталом, во-вторых, оно принадлежит очень уж серьёзной организации – шведскому издательскому дому Bonnier Group, газеты которого выходят в десяти странах Европы, среди которых – Швеция, Дания, Словения, Польша и др. В России его представляет ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс". Стратегическая цель компании – "распространить бизнес - модель "Делового Петербурга" по регионам России". Сомнительно, что Медиа-Картель сможет, даже если захочет, предложить что-то взамен.
Итак, петербургский интернет-рынок можно представить себе как типичную среднерусскую поляну, на которой под ласковым, но пока не полуденно-жарким финансовым солнцем произрастают интернет-проекты. "АЖУР" и "Деловой Петербург" представляются редакторской фантазии мощными дубами, которые ни одному амбициозному юннату уже не под силу ни срубить, ни пересадить на свою делянку. А между дубами то тут то там пробиваются из жирного и плодородного, по заверениям Финама, чернозёма, молодые и сочные побеги стартапов. А уже их, видимо, будет обрывать в гордом одиночестве "Интернет-Буржуй". Помимо денег, последний запасся всем необходимым: "Я являюсь владельцем компании-разработчика сайтов WebMaster.Spb и агентства поисковой оптимизация SEOExperts.Ru. Вот от интернет-маркетологов не отказался бы... "
Кстати, питерские оптимизаторы оказались гораздо менее активным слоем сообщества, нежели ожидалось. Попытка вовлечь аудиторию форума Searchengines в обсуждение судеб питерского интернета провалилась: "Что происходит в питерском интернете?" – "Да ничего тут не происходит. Я об этих сайтах (проекты Медиа-Картели, прим. ред.) впервые слышу. И посещаемость не большая. Одни понты". Активность "Картеля" пока проходит незамеченной: "Ну купили в начале года пару-тройку крупных проектов + своих настрогали. что-то там копошатся потихоньку. Те, что купили, чахнут немного, потому что на все рук не хватает.. в общем, потихоньку..." Еще "глас народа" выразил скептицизм: "Рябых с Куприяновым просто займут свою нишу, им не составляет труда продавать рекламу на этих проектах, поэтому они так охотно вкладывают в них деньги. сумма инвестиций имхо завышена, и "барыжничество" идет в основном подконтрольными проектами ведь".
Создатель многообещающего питерского стартапа "Три Клика" Денис Будков, "СДВ Медиа", тоже не готов склониться перед гегемоном: "Москва во многом определила Питер, в том числе в интернете. Доверие к нему постоянно возрастает, и это сказывается на числе желающих инвестировать в веб-проекты. В Питере этот процесс относительно Москвы протекает, можно сказать, инертно, но движение есть. Но пока здесь многие вообще не знают, для чего нужна интернет-реклама и в чём эффективность веб-сайтов, поэтому одна из особенностей работы в Питере, например, с рекламодателями, это длительный вводный курс "Что такое интернет и что я могу оттуда получить". Тем не менее, интересные для потенциальных инвесторов региональные порталы есть. В качестве примера могу привести один сайт, который уже оброс большим количеством сервисов - /redir.php?url=www.gorodovoy.spb.ru .
Что касается Медиа-картеля... Если рассматривать скупку и "развитие" проектов как бизнес, то эти действия вполне могут быть оправданы. Но только если прикладывать определенные усилия для развития порталов. На счёт монополизации Петербургского интернета ― я считаю, что вряд ли это случится. И дело не только в деньгах, которые можно инвестировать, ― вопрос в том, останутся ли эти проекты информативными и востребованными. Я считаю, что залог успеха проекта во многом зависит от подхода: либо это интерес и энтузиазм, либо эти два фактора уступают место материальной составляющей. Говоря о больше всего знакомом мне проекте, принадлежащем данной компании - CitySpb.ru - сайт просто-напросто паразитирует на других ресурсах, черпая с них контент без какой-либо обработки. Ценность проекта в том, что он несёт в себе что-то новое, воспроизводит новый контент, новые идеи и т.д. Сейчас в интернете очень много сайтов-пустышек, которые созданы для извлечения прибыли и являются мусором для любого посетителя.
Мы как создатели проекта "Три клика" готовы строить любые отношения со многими компаниями, в том числе и с Картелем, но продавать наш проект мы пока не собираемся - он создавался совсем для других целей. Над нашим проектом работают немало специалистов, которые знают и любят своё дело, и у нас никогда не встаёт такого вопроса: "Откуда бы взять информацию".
Я не могу ничего сказать насчёт выгодности создания стартапов и независимых проектов, тут всё зависит от подходов. Я могу лишь привести хороший пример некоммерческого ресурса vkontakte.ru - сайт существует около года, но уже сегодня его посещаемость составляет 50 000. Создатели проекта заявляют, что реклама не может и не должна быть основной целью существования сайта такого рода. Они занимаются развитием этого проекта потому, что им это интересно. Нельзя сказать, что все сайты, созданные с целью извлечения прибыли, не могут быть интересными, всё зависит от подхода.
Веб-воплощение Северной Столицы оказалось гораздо более непохожим на столицу главную, нежели непохожи друг на друга оффлайновые версии Москвы и Петербурга. В сущности, московский интернет практически неотличим от Рунета. За гранью остаются разве что неинформатизированная провинция, да такие обладатели геополитической самобытности, как Екатеринбург. Есть еще оптимизаторская Тула, которая, впрочем, исправно поставляет кадры Москве, и страдающий интернет-аутизмом Томск. Всё остальное так или иначе стекается к Москве. И если питерские монополисты смогут разбавить столичную гегемонию – скучнее в Рунете, наверное, не станет.
Людмила Кудрявцева, редактор SEONEWS.ru
Статья получена: www.SeoNews.ru