Может ли небольшая компания воспользоваться методами юзабилити, чтобы улучшить дизайн своего небольшого веб-сайта? Да. Должна ли она это делать? Несомненно, даже при маленьком бюджете дизайн сайта можно улучшить и тем самым повысить его отдачу.
В мае 2002 года журнал .Net обратился к ряду веб-дизайнерских фирм с просьбой оценить стоимость разработки веб-сайта на семь страниц для выдуманного мясного магазинчика Р.Томас и сыновья.
(К сожалению, сейчас статья в сети недоступна.) Как можно догадаться, в ответах цены различались в широких переделах, но множество хороших предложений колебалось вокруг цены в 2000 долларов.
Принимая во внимание, что в лучших проектах на юзабилити выделяется как правило 10% бюджета, мы получим, что в данном проекте на юзабилити будет отведено 200 долларов. Что же можно сделать на эти деньги?
Достаточно много. Но для начала, обмолвимся, что оценивать будущий сайт по количеству страниц, разумеется, неверно. Отправной точкой в любом веб-проекте должен быть анализ целей сайта и функций, которые на этом сайте будут предложены пользователю. Вторым этапом будет построение информационной архитектуры сайта. Только после того, как вы будете знать все о материалах сайта и его структуре, вы можете перейти к дизайну навигации и самих страниц. И все же, разумно предположить, что сайт небольшой компании будет состоять примерно из семи страниц, поэтому я и использовал эту цифру здесь.
Четыре этапа
Я бы посоветовал разделить бюджет в 200 долларов на четыре части по 50 долларов в каждой и потратить их на следующие вещи:
- Один час на опрос клиентуры заказчика о том, какая информация их интересует
- Один час на анализ первоначальной версии дизайна
- Один час на быстрое тестирование дизайна "в полевых условиях"
- Один час на работу по улучшению видимости сайта на поисковых серверах
Разумеется я строю свои расчеты, что час работы стоит 50 долларов. Такое было бы невозможно, если бы мы воспользовались услугами крупного элитного дизайнерского бюро. И все же, крупное агентство не заинтересовал бы проект с бюджетом 2000 долларов. Гораздо реальнее, что владелец мясной лавки обратился бы к местной дизайнерской студии, чьи расценки намного ниже.
Этап 1: узнайте, что нужно клиентам
Воспользуйтесь тем фактом, что ваш заказчик - мясник, и проведите час в его магазине, задавая вопросы посетителям. Спросите, что они хотят узнать о магазине. Спросите у них во всех подробностях, что такое произошло у них, что им понадобилось идти в данный магазин за покупками.
Людям трудно вспомнить какие-то общие факты и сказать, что им может понадобиться в будущем, но они очень легко вспомнят, что они делали несколько часов назад. Этот метод воспоминаний не так конечно хорош, как полноценное исследование целевой аудитории, где вы можете реально проследить за действиями людей. Но на это полноценное исследование не хватит имеющихся у нас 50 долларов.
Главный недостаток данного подхода в том, что здесь вы не исследуете запросы потенциальных клиентов. Вы будете разговаривать только с людьми, уже зашедшими в магазин сделать покупку. Можно конечно провести некоторое время на улице рядом с магазином и опросить прохожих, но в этом случае вам труднее будет вести с ними разговор, и на это может потребоваться больший бюджет.
Те покупатели, что согласятся ответить вам на ваши вопросы, должны получить маленькое поощрение - например, купон на скидку или бутылочку барбекю соуса. (Да, я здесь схитрил, я не включил стоимость поощрительных подарков в бюджет, но владельцы магазина наверняка найдут что-то в своей кладовке, что они смогут раздать бесплатно без сильного ущерба для своего бизнеса.)
Пока вы еще в магазине, поговорите с человеком, который отвечает на телефонные звонки. Узнайте у него, какие вопросы задаются чаще всего. Ответы на эти вопросы - ценнейший материал для сайта.
Этап 2: Анализ первоначальной версии дизайна
За час полностью проанализировать веб-сайт невозможно, но опытному профессионалу достаточно проверить, соответствует ли первичный вариант дизайна 113 советам по юзабилити и общим принципам веб-дизайна.
Так как на анализ выделяется всего только час, у лица, ответственного за эту работу, должен быть наработанный опыт в этой области. Вы не можете дать ему время на обучение новым методам или ждать, пока он научится тому, какие принципы в каком случае надо применять. Вот почему вам следует выбирать агентство, которое занимается тестированием интерфейсов на постоянной основе. Работники таких агентств заранее знают, как люди взаимодействуют с интерактивными системами.
В 50-долларовый бюджет я не включил стоимость книги - 40 долларов. Я просто предполагаю, что мясник достаточно разумен, чтобы выбрать дизайнерское агентство, которое разбирается в предмете и уже имеет в своем распоряжении все книги и отчеты, которые им нужны для работы.
Этап 3: тестирование дизайна на бумажных прототипах
Далее, вы должны быстро изменить дизайн, чтобы исправить худшие ошибки, обнаруженные при анализе на предыдущем этапе. После этого наступает время тестирования дизайна на реальных людях.
Для этого распечатайте все семь страниц вашего сайта и проведите тестирование на бумажных прототипах прямо в магазине. Конечно можно принести с собой лаптоп и протестировать интерфейс с его помощью, но бумажные прототипы лучше подходят для этой задачи: вам не надо усаживать посетителей магазина перед экраном компьютера, бумажные прототипы можно держать в руках и проводить тест стоя. На увеличенных распечатках экрана посетителям легче будет разглядеть элементы интерфейса без очков, которые вдруг не окажутся под руками.
При таких условиях невозможно провести отбор испытуемых - используйте в тесте тех посетителей, которые согласятся потратить 10 минут своего времени. Разумеется, это упрощение, мы игнорируем 233 совета о том, как правильно подобрать людей для теста. Вы будете привлекать к тесту любого, кто зайдет в магазин. Лишь так можно получить нужные данные за 50 долларов. С учетом этого, вы должны спрашивать у посетителей, пользуются ли они Интернетом и web-ом, и приглашать к тесту только тех, кто знает, что такое Web. В противном случае, результатом ваших тестов будет "открытие", что компьютеры слишком сложны для новичков.
Каждый тест должен длиться не более 10 минут, чтобы успеть протестировать дизайн как минимум на 5 пользователях.
Этап 4: Улучшение видимости сайта на поисковых серверах
Большинство посетителей придут на ваш сайт по одному из двух путей:
- прочитав собственную рекламу мясной лавки - скажем, увидев URL на пакетах и визитках
- через поисковые сервера
За 50 долларов у вас нет никаких шансов сделать полномасштабную оптимизацию сайта для поисковых серверов. Тем не менее за час работы специалист, знакомый с основами работы поисковых серверов, может значительно повысить вероятность того, что потенциальные посетители найдут сайт мясной лавки через поисковый сервер. Как минимум можно сделать так, чтобы заголовок страницы хорошо представлял сайт в результатах поиска и чтобы на страницах упоминались самые популярные ключевые слова, по которым данный сайт могут искать.
Сайт возможно не достигнет такой желанной первой строчки в результатах поиска по ключевым словам "мясник Восточный Фальмаус" или "где купить мясо в Восточном Фальмаусе", но если в городе больше десяти мясных лавок представлено в Интернете, оптимизация страниц позволит оказаться хотя бы в числе первых пяти ссылок.
Если это может сделать мясник, это по силам и вам
Даже такой казалось бы незначительный бюджет в 200 долларов позволяет намного повысить юзабилити сайта небольшой компании. Эти четыре шага улучшат эффективность сайта, что скажется на доходах компании, следовательно, и позволит достичь более высокой отдачи от 2000 долларов, потраченных на скромное представительство компании в Web.
На основании данного эксперимента, я позволю себе дать пять советов:
- Будьте изобретательны. Даже мизерный бюджет не служит поводом отказываться от использования методов юзабилити в проекте. Хоть у вас и получатся упрощенные и урезанные варианты уже отработанных методов, все равно это будет тест на юзабилити.
- Будьте разнообразны. Лучше понемножку применить несколько небольших тестов с применением различных методов, чем один большой.
- Доверяйте. Если вы будете продвигаться с такой скоростью, как описано в данной статье, у вас не останется время на глубокий анализ результатов и написание отчетов. Вам придется довериться тем цифрам, что вы получите, и рассчитывать свои действия основываясь лишь на них.
- Подготовьтесь. Выполнение четырех этапов за 200 долларов подразумевает, что у вас уже есть в распоряжении персонал, хорошо подготовленный по всем областям, и знакомый с основными методами.
- Пользуйтесь каждой возможностью. Если у вашего клиента и вправду есть магазин, сэкономьте на поиске и подборе пользователей для теста, посетите магазин и проведите тест "в полевых условиях". В каждом таком проекте вам придется искать мельчайшую возможность сэкономить, если вы готовы пожертвовать эффективностью методов ради денег.
К счастью, у большинства проектов бюджет, выделяемый на юзабилити, больше чем 200 долларов. Так что вам не придется так часто срезать углы. Самое главное, что вы теперь знаете: это можно сделать. Не важно, каков проект, не важно большой он или маленький, юзабилити всегда придет вам на помощь.