Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Интернет » Юзабилити » Виды юзабилити-тестирования

 

Виды юзабилити-тестирования

 

 

  1. Карточная сортировка (Card Sorting)
  2. Контекстное исследование (Contextual Inquiry)
  3. Контрольные листы (Checklists)
  4. Макетирование (Prototyping)
  5. Обзоры (Surveys)
  6. Опросники (Questionnaires)
  7. Плюралистическая проработка (Pluralistic Walkthroughs)
  8. Протоколы самоотчета (Self-Reporting Logs)
  9. Фиксация “мыслей вслух” (Thinking Aloud Protocol)
  10. Фокусные группы (Focus Groups)
  11. Эвристическое исследование (Heuristic Evaluation)
  12. Экспертиза компонентов (Feature Inspection)

Как определить, насколько удобен веб-сайт для большинства пользователей? У каждого имеются свои предпочтения, и то, что нравится одному, далеко не всегда нравится другому. Существуют ли универсальные критерии, пригодные для оценки практически любого сайта?

Пригодность к использованию и удобство веб-сайтов (web usability) изучается при помощи большого количества специальных методов.

загрузка...

 

 

Большинство из них кратко рассматривается в этой статье.

Карточная сортировка (Card Sorting)

Карточная сортировка — это классификационный метод, при котором пользователи сортируют различные элементы разрабатываемого веб-сайта по нескольким категориям.

Для проведения карточной сортировки создается список параметров, которые предполагается подвергнуть классификации, после чего каждый из указанных параметров выписывается на отдельной карточке. Карточки предъявляются пользователям, которых инструктируют сгруппировать наиболее логичным, по их мнению, образом.

Полученную в результате карточной сортировки информацию используют для организации пользовательского интерфейса.

Подробности: Card Sorting to Discover the Users' Model of the Information Space.

Контекстное исследование (Contextual Inquiry)

Контекстное исследование — это метод структурированного интервью, которое отличается от обычного, например, журналистского интервью, тем, что оно всегда построено на трех базовых принципах:


1. Учет контекста, в котором используется изучаемый сайт.
2. Совместная оценка сайта пользователем и разработчиком.
3. В фокусе оценки сайта находится именно его удобство для пользователя.

Контекстное исследование является одной из альтернатив метода эталонного тестирования, при котором удобство оценивается в лабораторных условиях, а не в привычной для пользователя рабочей обстановке. При контекстном исследовании работа, время, мотивация и социальные факторы, воздействующие на пользователя, остаются такими же, как в реальном мире, в отличие от лабораторных исследований, где эти факторы контролируются экспериментатором.

Контекстное исследование наиболее применимо для того, чтобы оценить ту обстановку, в которой будет использоваться продукт, поэтому оно проводится на ранних стадиях его разработки.

Наиболее предпочтительно использование контекстного исследования совместно с эталонным тестированием, так как каждый из этих методов по отдельности менее эффективен, чем их совокупность.

Подробности: H. Beyer and K. Holtzblatt. Apprenticing with the Customer: A Collaborative Approach to Requirements Definition

Контрольные листы (Checklists)

Контрольные листы помогают удостовериться в том, что веб-сайт выполнен с учетом принципов функциональности дизайна. Обычно их используют на заключительной стадии работы в дополнение к экспертным методам для того, чтобы структурировать экспертные оценки по каким-то определенным признакам.

Существует большое количество готовых контрольных листов, однако решение об использовании того или иного списка должно зависеть от задач исследования. Зачастую возникает необходимость в разработке собственных критериев качества в определенной области.

Подробности: Jan Alexander and Marsha Tate. Evaluating Web Resources.
/redir.php?url=www.science.widener.edu%2F%7Ewithers%2Fwebeval.htm

Макетирование (Prototyping)

Макетирование — это создание модели конечного продукта (веб-сайта), позволяющее протестировать его составляющие на любых стадиях разработки.

В процессе макетирования строится модель, включающая все тестируемые компоненты (дизайн, элементы управления и т.д.). Можно использовать различные способы ее построения, от изображения элементов интерфейса на бумаге до создания рабочего макета веб-сайта. Различают “горизонтальное” и “вертикальное” макетирование.

“Горизонтальное” макетирование означает представление в макете широкого спектра параметров веб-сайта, но без их детальной проработки. Этот вид макетирования предпочтительно использовать для изучения пользовательских предпочтений в области интерфейса. В процессе исследования выясняют, где, по мнению пользователей, должны находиться те или иные функции, насколько они доступны и т.д. “Горизонтальное” макетирование применяют на ранних стадиях разработки.

При “вертикальном” макетировании исследуют функциональность отдельных компонентов веб-сайта. Например, при “вертикальном” макетировании сетевой базы данных могут изучаться ее поисковые возможности, но проверка ссылок, скорость загрузки, работа в разных браузерах и т.д. при этом не проводится. Так как этот вид макетирования предполагает детальное изучение небольшого сектора веб-сайта, его следует проводить лишь после завершения разработки тестируемого сектора.

Подробности: Carolyn Snyder. Using Paper Prototypes to Manage Risk
/redir.php?url=world.std.com%2F%7Euieweb%2Fpaper.htm

Обзоры (Surveys)

Обзоры — это специальные интервью с пользователями, при котором им задаются специально подготовленные вопросы, а их ответы записываются для дальнейшей обработки. Традиционная методология проведения обзоров может также играть важную роль в исследовании веб-сайтов. Вопросы, входящие в обзор, могут варьироваться в зависимости от целей исследования, но как правило группируются по следующим категориям: демографическая информация о пользователе (место проживания, возраст, род занятий и т.д.); оценка информационного наполнения веб-сайта (какую информацию ожидали найти, соответствует ли наполнение веб-сайта их ожиданиям, что хотели бы добавить и т.д.); оценка дизайна сайта (легкость в использовании, скорость загрузки, оформление и т.д.).

Обзоры используют как на стадиях концептуализации и разработки для проведения маркетинговых исследований, идентификации потенциальных пользователей, установления их информационных нужд и компетентности в использовании компьютеров, так и после реализации веб-сайта для оценки реакций пользователей на информационное наполнение и удобство. Огромное количество образцов и результатов обзоров доступно через любую поисковую систему по ключевым словам “web usability” и “survey”.

Опросники (Questionnaires)

Опросники для оценки веб-сайтов составляются по тем же принципам, что и психодиагностические тесты. Их основное отличие от обзоров состоит в форме представления пользователям. Если обзоры — это структурированные интервью, то опросники предъявляются в виде списка вопросов с вариантами ответа.

Существует достаточно много стандартизированных опросников, большинство из которых распространяется на коммерческой основе, однако западные опросники нуждаются не только в переводе, но и в кросс-культурной адаптации. В зависимости от того, какие вопросы входят в опросник, этот метод может применяться на всех стадиях разработки веб-сайта или в процессе его эксплуатации.

Подробности: J Kirakowski, PhD. The Use of Questionnaire Methods for Usability Assessment.
/redir.php?url=www.ucc.ie%2Fhfrg%2Fquestionnaires%2Fsumi%2Fsumipapp.htm

Плюралистическая проработка (Pluralistic Walkthroughs)

Плюралистическая проработка проводится большой по размеру группой, в которую помимо экспертов в области оценки веб-продукции входят пользователи, разработчики и специалисты по профессиональному здоровью и организации труда.

Группа шаг за шагом рассматривает сценарии поведения пользователя, обсуждая и прорабатывая каждый элемент его взаимодействия с веб-сайтом. Вовлечение в эксперимент специалистов различных специальностей обеспечивает оценку веб-сайта с самых разнообразных позиций, а их замечания способствуют идентификации имеющихся недостатков.

Метод применяется на ранних стадиях разработки в целях получения обратной связи как от специалистов, так и от конечных пользователей.

Протоколы самоотчета (Self-Reporting Logs)

Протоколы самоотчета это бланки типа “карандаш-бумага”, в которых пользователи фиксируют все свои действия и соображения о взаимодействии с веб-сайтом. Этот метод является достаточно экономным, так как специалисты вовлекаются лишь в обработку результатов, не контролируя действия пользователя во время выполнения заданий.

Основными недостатками этого метода, как и других методов, предполагающих самостоятельную работу пользователей, является невозможность контроля и регистрации их эмоциональных реакций на взаимодействие с веб-сайтом и проблема адекватности их отчетов тому, что они реально делают. Поэтому в данном случае отбор пользователей, участвующих в эксперименте, приобретает принципиальный характер.

Для проведения исследования необходимо обеспечить испытуемых доступом к прототипу веб-сайта, описанием задач, которые они должны решать при его использовании, и стандартизированным бланком для регистрации пользователями своих действий.

Обычно эта техника используется на ранних стадиях планирования или разработки или для выявления пользовательских предпочтений.

Фиксация “мыслей вслух” (Thinking Aloud Protocol)

Фиксация мыслей пользователя, вовлеченного в эксперимент, является одной из самых популярных техник при оценке функциональности веб-сайта. Пользователя просят произносить вслух все мысли, чувства и представления, которые у него возникают в процессе решения задачи.

Пользователя обеспечивают доступом к тестируемому веб-сайту или его прототипу и дают ему задание, которое он должен реализовать в процессе его эксплуатации. Его задача — выполнять задачу, одновременно “озвучивая” все, что приходит в голову по поводу интерфейса. Данные записываются на аудиопленку или фиксируются письменно.

В отличие от большинства других методов, эта техника позволяет оценить непосредственные реакции пользователя на взаимодействие с отдельными компонентами веб-сайта, не отсроченные по времени. И если его ожидания в отношении необходимых для решения задачи операций расходятся с дизайнерским решением веб-сайта, возможно, следует изменить это решение.

Несмотря на то, что основной задачей техники является выяснение пользовательских представлений, с ее помощью можно реализовывать и другие цели. Например, терминология, которую употребляет пользователь для обозначения тех или иных элементов интерфейса, может быть использована и в дизайне веб-сайта.

Метод предполагает обобщение данных, полученных от нескольких пользователей. Существует также близкий к этой технике метод ответов на вопросы, использующий не вербализацию мыслей и эмоций, а директивные вопросы экспериментатора с фиксацией ответов пользователя.

Фокусные группы (Focus Groups)

Метод фокусных групп заключается в опросе специально отобранной группы пользователей. В исследование, которое обычно продолжается около 2 часов, вовлекается от 6 до 9 пользователей. Основное достоинство фокусных групп состоит в том, что они позволяют выявлять спонтанные реакции и идеи и оценивать отношение к этим идеям группы в целом.

Как правило, участники группы воспринимают происходящее как относительно свободный неструктурированный процесс, но ведущий группы должен иметь предварительный сценарий работы, вытекающий из целей исследования, и следить, чтобы групповая дискуссия не выходила из русла обсуждаемой проблемы. Кроме того, необходимо добиваться равного участия в дискуссии всех членов группы. Достаточно часто бывает, что в группе выделяется лидер, доминирующий над остальными участниками. Такие ситуации мешают свободному выражению мыслей и идей остальных членов группы и также нуждаются в коррекции.

Результаты работы фокусной группы заносятся в специальный протокол для дальнейшей обработки. Сбор детальной информации при этом методе затруднен из-за относительной стихийности группового процесса, поэтому рекомендуется проводить несколько фокусных групп, состоящих из репрезентативных пользователей.

Несмотря на ряд преимуществ фокусных групп, они имеют и свои недостатки. Главным из них является неточность оценки, основанной на утверждениях, мыслях и предпочтениях небольшого количества пользователей. Поэтому при оценке веб-сайта фокусные группы должны использоваться лишь наряду с другими методами.

Фокусные группы могут использоваться как на любой стадии разработки веб-сайта, так и для оценки готового продукта.

Подробности: Jacob Nielsen. The Use and Misuse of Focus Groups.
/redir.php?url=www.useit.com%2Fpapers%2Ffocusgroups.html

Эвристическое исследование (Heuristic Evaluation)

Эвристическое исследование проводится группой из 4 - 6 профессионалов в области экспертных оценок веб-продукции и взаимоотношений человека и компьютерных систем.

Их работа базируется на соотнесении качества веб-сайта со специально сформулированными эвристическими принципами. Каждый из экспериментаторов тщательно изучает веб-сайт, работая изолированно от других членов группы и письменно фиксируя результаты. Это необходимо для того, чтобы обеспечить независимость оценки каждого из экспериментаторов. Далее проводится групповое обсуждение полученных данных и вырабатывается коллективное решение. Результаты деятельности группы суммируются руководителем исследования.

Метод может применяться как при разработке макета веб-сайта, так и на поздних стадиях его изготовления, а также при анализе готового продукта.

Подробности: Jacob Nielsen. How to Conduct a Heuristic Evaluation.
/redir.php?url=www.useit.com%2Fpapers%2Fheuristic%2Fheuristic_evaluation.html

Экспертиза компонентов. (Feature Inspection)

Экспертиза компонентов предназначена для анализа конкретного набора признаков веб-сайта, с которыми взаимодействует пользователь для достижения конечной цели. Например, при работе с поисковой машиной пользователю для достижения результата необходимо набрать URL этой системы, составить запрос, руководствуясь языком запросов, которые использует система, либо воспользоваться рубрикатором, если таковой имеется и т.д.

Метод предполагает оценку доступности и функциональности каждого из этих шагов в контексте выполнения задачи. Для этого определяют их последовательность и отвечают на следующие вопросы: может ли пользователь реализовать конкретный шаг без особых сложностей; логичен ли переход от одного шага к другому; легко ли определить, к какому шагу нужно переходить на каждом этапе выполнения задачи; хорошо ли обозначены и оформлены те или иные функции и т.д.

Экспертиза компонентов применяется в середине разработки веб-сайта, когда набор функций и последовательность их применения уже определены.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Виды юзабилити-тестирования":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

BMW 3 Series: А с виду - обычный седан

В тесте участвуют автомобили: BMW 3 Series Иногда ожидания оправдываются, иногда нет. Порой результаты превосходят желаемое, бывает, что нет.

» Немецкие автомобили - 2446 - читать


BMW 6 Series: Осень с видом на Африку

В тесте участвуют автомобили: BMW 6 Series Посмотреть другие фото (4) Странный вопрос "Зачем вам в Гибралтар?" Да чтобы побывать в самой южной точке Европы, чтобы на Африку через пролив посмотреть, чтобы сказать самому себе - я был там! Вежливый ассистент помог настроить навигационную систему и пожелал счастливого пути, пряча во взгляде неодобрение.

» Немецкие автомобили - 2371 - читать


Kia Avella, Донинвест Ассоль, Renault Megane, Донинвест Орион, Kia Clarus, Донинвест Кондор: Вид на жительство

В тесте участвуют автомобили: Kia Avella, Донинвест Ассоль, Renault Megane, Донинвест Орион, Kia Clarus, Донинвест Кондор Посмотреть другие фото (77) Желающих обосноваться в нашем отечестве немало. В тесте участвуют: трое "корейских казаков" из Ростова-на-Дону, три прибалтийских "корейца" из Калининграда и еще два "просителя" - один из Южной Кореи, другой - турецкоподданный "француз" из очень уважаемой "семьи", мечтающей о московской прописке.

» Немецкие автомобили - 3888 - читать


Volkswagen Polo - новый вид, старая начинка

В октябре 2001 года публике будет представлен новый Volkswagen Polo уже четвертого по счету поколения. И хотя официальных данных о новинке пока нет, первые шпионские сведения о машине мы расскажем уже сейчас. Новинка обещает быть интересной.

» Немецкие автомобили - 3173 - читать


Land Rover Range Rover Sport: Люкс с видом на природу

В тесте участвуют автомобили: Land Rover Range Rover Sport Все здорово! Но все-таки того, кто воспитан на рычагах, рукоятках, тягах, общение с электронным «оно» немного ошарашивает.

» Французские автомобили - 2610 - читать


Мел Гибсон арестован за вождение в нетрезвом виде

Как сообщают представители американской полиции, актер и режиссер Мел Гибсон был арестован по подозрению в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии. Автомобиль, которым управлял М. Гибсон, был остановлен сотрудниками полиции на одном из шоссе на тихоокеанском побережье США. "После того, как я выпил спиртного, я сделал множество неправильных вещей, за которые мне стыдно, - говорит актер. - Я управлял автомобилем, когда не должен был этого делать, и меня остановили.

» Разное - 1916 - читать



Статья на тему Интернет » Юзабилити » Виды юзабилити-тестирования

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru