В своем замечательно провокативно названном произведении «Групповая динамика шизофрении» Грегори Бэйтсон описывает «мир коммуникации» и то, как он радикально отличается от мира физики. Он определял «мир физики» как изначально вовлеченный в причинно-следственные процессы Ньютоновской динамики. В этом мире действия и предметы получают энергию от других действий и предметов. В этом мире биллиардные шары двигаются всецело и исключительно в соответствии с физикой импульса и тяготения. Вы ударяете шар вашим кием, и шар двигается в соответствии с энергией, полученной от этого удара.
Но абсолютно другая «динамика» имеет место в мире коммуникации. Когда мы пинаем собаку, движение собаки в ответ на наш пинок только частично напоминает «Ньютоновскую траекторию». Чтобы предсказать траекторию собаки, интенсивность ее реакции и т.д., нужно учитывать не только сумму приложенных сил, но также собственный метаболизм собаки, внутреннюю энергетическую систему, историю обучения животного, ее отношение к человеку, который ее пнул, и т.д. Бэйтсон, фактически, предупреждал, что когда мы используем слово «динамический» относительно психологических процессов, мы должны помнить, что мы используем его в другом смысле, по сравнению с тем, как его используют физики в области своей науки (1972: 229).
Обозначив такое различие между этими двумя областями, Бэйтсон (1972) затем написал: «Это, я думаю, и есть магия. Область феноменов, которыми мы интересуемся (психологические, ментальные, коммуникативные и т.д.) всегда характеризовалась тем, что «идеи» могут влиять на события.» (229).
Таким образом, введя слово «магия» в область коммуникации, Бэйтсон, не подозревая о том, подал вдохновляющую идею для книги Бэндлера и Гриндера «Структура магии» (1975). (Бэйтсон также использовал другие похожие фразы: «область магии», «магическая область коммуникации» (231).
Сейчас, если мы спросим, – что именно Бейтсон имел в виду, используя термин «магический», – мы должны придерживаться Бейтсоновского контекста. «Это может достаточно смущать, если сказать, что согласно с удобством коммуникации в каждый конкретный момент, что угодно может означать что угодно еще. Но эта область магии не так проста.» (1972: 230, выделено мной).
Таким образом, он первый использовал слово «магический» в области коммуникации в отношении к когнитивно-нейрологическому пониманию того, как идеи влияют на события. И в этой области символизации Бейтсон довольствовался тем что, «что угодно может означать что угодно еще». Это описывает, что текучая, сложная и пластичная арена внутри нервной системы человека преступает пределы законов физики.
Куда я хочу применить эти теоретические рассуждения? Еще одна цитата, и я открою свою цель. Бейтсон (1972) далее замечает, что эта «динамика» коммуникации: «Вся коммуникация имеет эту характеристику – она может быть магически модифицирована при помощи сопутствующей коммуникации» (230, выделено мной). И как мы можем «магически» модифицировать одно коммуникационное сообщение (набор репрезентаций)? С помощью других коммуникационных сообщений.
Для доказательства этого Бейтсон привел следующие примеры: разговор со скрещенными позади себя пальцами. Значение этой символической репрезентации определяет и модифицирует послание более низкого уровня, если оно появляется в вербализации говорящего. В структуре юмора, «punch line» часто существует на другом логическом уровне, чем синтаксис шутки и ожидания собеседника, сформировавшиеся во время предшествующего разговора. Внезапная перемена логических уровней сотрясает сознание таким образом, что в результате получается юмор.
В этих примерах мы видим, как роль мета-коммуникационных сигналов может быть реализована таким образом, что мета-сообщение модифицирует или определяет сообщение более низкого уровня «магически». Используя математические символы для выражения этой идеи, мета сообщения могут оперировать как + или – или Х или ѕ сигналов изначального состояния.
Бейтсон (1972) утверждал, что это значит, что «мир коммуникации является миром Беркли» (250). Другими словами, в мире коммуникации (репрезентаций), не существует истинных «вещей» – только сообщения (или в НЛП: репрезентации в разных модальностях и особенности субмодальностей). Вещи и события не могут войти в этот мир. «Я» как материальный объект (251) не может войти туда, но «Я» как сообщение, как часть синтаксиса моего опыта, может.
Внешние объекты входят в «мир коммуникации» только благодаря репрезентации (картированию) их (правильно или неправильно) в коммуникационной системе, которая сжимает мир и управляет миром. Таким образом, наше картирование может функционировать «магическими» способами.
Это обеспечивает основание для «магии слова» и языкового «колдовства», которое мы можем делать с собой и другими.
Магия Лингвистического Математизирования
Мета-Сообщения > Мета-Магия
Я нашел очаровательным в вышеизложенных идеях, что сообщения и сообщения-по-поводу-сообщений могут структурно войти в математический набор связей друг с другом. Когда я первый раз читал Бейтсоновский комментарий о том, что коммуникационные сигналы могут оперировать как плюсы (+), минусы (-), или умножение (x) или даже деление (/) процессов, я не очень над этим задумался. Но затем, после развития Модели Мета-Состояний эти комментарии приобрели новое значение, которым я хочу поделиться сейчас. Я нашел их очень вдохновляющими.
Бейтсон (1972) описывал, как сообщения могут взаимодействовать друг с другом математическим образом в следующей цитате. «Все сообщения и части сообщений подобны фразам или сегментам уравнений, которые математик помещает в скобки. Снаружи скобок может всегда быть ограничитель или умножитель, который может изменить общее содержание фразы.» (232). На следующей диаграмме я предлагаю мою собственную иллюстрацию этой концепции.
Сообщение 6 |
Эти старые сообщения являются ошибочными убеждениями. Лучшая вещь, которую ты мог бы извлечь из этого возраста, это способ мышления и ментальное картирование восьмилетнего ребенка, и только. |
|
Сообщение 5 |
Если у тебя было тяжелое детство, это будет преследовать тебя всю твою жизнь и определит твое будущее. |
|
С о о б щ е н и я 1 - 4 |
Сообщение 1 | Сообщение 2 | Сообщение 3 | Сообщение 4 |
Болезнненое воспоминание, связанное с отцом. | Я - хорошенькое ничтожество. | Жизнь - дерьмо! | Люди причиняют боль. |
Бейтсон (1972) также заметил, что психотерапия сама по себе подразумевает контекст много-уровневых коммуникаций (224). Это включает такие множественные уровни значений как: немедленный, прямой язык, который терапевт использует со своими клиентами, и менее прямой язык, обеспечиваемый частной теорией, на которую опирается данный конкретный терапевт (которая выражает психологическую парадигму, представляемую терапевтом), язык, который отражает контекст данной проблемы, роли, ожиданий, и т.д. (язык включает «описание» ресторанного поведения, посещения директора школы, посещения дискотеки, устройства на работу, вовлечения в конфликтную ситуацию с соседом по комнате и т.д.) и наконец, язык, который отражает культуру. Отсюда:
Культура |
Контекст/Семья |
Теория |
Личность 1 | Личность 2 |
Резюме
Принятие в расчет «сообщений» с разных логических уровней и того, что один уровень сообщений может магически воздействовать на другой уровень сообщений (более низкий) обеспечивает нас способом более систематически работать с огромной сложностью сообщений в человеческом опыте и субъективности.
Это объясняет некоторую «волшебность» модели Мета-Состояний, и ее генеративную природу. Это объяснение готовит почву для создания высокоуровневых генеративных изменений на мета-уровнях. Мы можем делать все виды почти-волшебных вещей, таких как: отрицать старые «сообщения», которые используются для того, чтобы генерировать интенсивную личную боль, делить старые детские боли напополам, а затем еще раз напополам, умножать в наших репрезентационных уравнениях новые ресурсы, вычитать вредные и иррациональные убеждения (например, некоторые из иррациональных убеждений, которые делают людей невротиками), которые не выполняют никакой полезной функции. Бэндлер и Гриндер начали работать на этой территории, и сейчас сообщество, с их анализом «структуры магии» отвечает, как слова работают так «магически» на репрезентационно-нейрологическом уровне. Сейчас Модель Мета-Состояний продолжает магию, когда мы начинаем манипулировать логическими уровнями, саморефлексивным сознанием, и синтаксисом метауровней по отношению к более низким уровням.
Сообщение 1 | + | Сообщение 2 | + | Сообщение 3 | + | Сообщение 4 | | | Сообщение 5 | | Сообщение 6 |
Болезнненое воспоминание, связанное с отцом. | | Я - хорошенькое ничтожество. | | Жизнь - дерьмо! | | Люди причиняют боль. | | | Если у тебя было тяжелое детство, это будет преследовать тебя всю твою жизнь и определит твое будущее. | | Эти старые сообщения являются ошибочными убеждениями. Лучшая вещь, которую ты мог бы извлечь из этого возраста, это способ мышления и ментальное картирование восьмилетнего ребенка, и только. |
загрузка...