Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Образовательные методики » Методика проведения ролевых и деловых игр на уроках химии

 

Методика проведения ролевых и деловых игр на уроках химии

 

 

Наш личный опыт и опыт других учителей показывает, что ролевые и деловые дидактические игры целесообразно проводить на этапе обобщения знаний, когда большое внимание уделяется вопросам практического использования приобретенных знаний, а также при изучении вопросов прикладного характера, в частности, основ химического производства. Рассмотрим методику организации и проведения деловой игры по теме

Производство серной кислоты.

Цель игры: ознакомление учащихся с промышленным получением серной кислоты.

Учебно-воспитательные задачи игры:

  • ознакомить учащихся с принципами выбора сырья для производства серной кислоты и общими закономерностями управления простыми экзотермическими реакциями;
  • показать значение науки в прогнозировании оптимальных условий управления технологическими процессами;
  • раскрыть общие принципы конструирования аппаратов химического производства;
  • дать представление о содержании и трудовых обязанностях технологов, лаборантов и т.д.;
  • организовать учащихся на самостоятельную поисковую деятельность и продуктивную работу с различными источниками учебной информации;
  • обучить их приемам активного речевого общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решений.

    Подготовительный этап

    Учитель определяет место деловой игры в изучаемой теме.

    загрузка...

     

     

    В рассматриваемом нами случае тематическое планирование имеет следующую структуру:

  • Учитель разрабатывает программу игры, регламент. Затем формируются три группы "специалистов" в соответствии с интересами учащихся и по числу указанных проблем. Для каждой группы "специалистов" учитель составляет информационные карты.

  • "Отдел главного технолога"
  • Разработайте технологию процесса по производству серной кислоты. Объясните назначение и режим работы всех аппаратов технологической линии.
  • Дайте обоснование выбору оптимальных условий обжига серного колчедана. Выявите причины поддержания оптимального температурного режима в реакторе.
  • Составьте общую характеристику научных принципов производства.
  • Расскажите о решении экологической проблемы на вашем производстве.
  • Разработайте вопросы для дискуссии "отделу реализации готовой продукции".
  • Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.
  • "Центральная заводская лаборатория"
  • Дайте обоснование химизму каждой стадии производства серной кислоты в связи с технологической схемой.
  • Дайте обоснование выбору оптимальных условий окисления оксида серы (IV) в оксид серы (VI).
  • Дайте обоснование технике безопасности в центральной заводской лаборатории.
  • Предложите химизм процесса производства в зависимости от состава сырья.
  • Разработайте вопросы для дискуссии "отделу главного технолога".
  • Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.
  • "Отдел реализации готовой продукции"
  • Охарактеризуйте продукцию сернокислотного производства.
  • Дайте обоснование путей увеличения выхода продукции на вашем производстве.
  • Определите состав и соотношение побочных продуктов процесса и предложите способы их применения и переработки.
  • С какими организациями вы сотрудничаете? Кто является основным потребителем продукции?
  • Разработайте вопросы для дискуссии "Центральной заводской лаборатории".
  • Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме. Учитель избирает консультантов (6 человек) – по 2 на каждую группу "специалистов". Главная задача консультантов во время игры – организовать работу проблемной группы по заданию, подготовить ребят к оформлению и защите выступления. Учитель знакомит консультантов с системой оценивания выступлений.

    О дате проведения игры учащиеся узнают за две недели. На предыдущих уроках учитель рассказывает ребятам о деловых играх, проводит аналогию с детскими играми, психологически настраивает на участие в игре. Оформление кабинета

    Столы в нем расставляются по кругу. Специальные столы выделяются для ведущего и экспертов. Учитель с помощью консультантов готовит наборы книг, учебные таблицы, листы ватмана, писчую бумагу, цветные мелки, фломастеры, гуашь, тушь, плакатные перья, кисти, скрепки, булавки, клей.

    Проведение игры

    Организационный момент игры включает в себя обсуждение в общем плане всей структуры игры и её отдельных элементов.

    Каждая группа "специалистов" выделяет по одному человеку для работы в экспертной группе. Далее проводится жеребьевка, в ходе которой каждая команда получает в конверте задание – программу для групповой работы. Консультанты присутствуют в каждой группе. При организации работы они обращают внимание участников игры на то, как следует осуществлять выбор решений и готовить свой проект. При этом они предлагают следующее: внести каждому свое предложение по разработке проекта, обсудить новые, неожиданные решения, выбрать одно решение и обосновать его выбор, построить модель проекта. На завершающем этапе подготовки проекта корректируют его содержание и выделяют отдельные этапы защиты проекта.

    В то время когда группы работают над проектом, ведущий и эксперты разрабатывают критерии оценки выступлений и определяют систему оценивания.

    Организация дискуссии требует от ведущего выдержки, мастерства и такта. В ходе дискуссии первым выступает ведущий, напоминая учащимся общие установки и правила игры. Затем он предоставляет слово для выступления поочередно каждой группе.

    Идет обсуждение. Участники игры делают замечания, вносят поправки в проект – высказывают свое согласие или несогласие с ним. Эксперты выставляют оценки.

    Заключительный этап

    После окончания игры эксперты, консультанты и учитель обсуждают результаты игры, отмечая ее позитивные и негативные стороны. Ролевая игра по теме Нефть и способы ее переработки

    Цель игры: ознакомление учащихся с основными проблемами промышленного способа переработки нефти и проблемами охраны окружающей среды, связанной с этим производством. Учебно-воспитательные задачи игры:

  • ознакомление с вопросами экономико-географического положения производства (его расположение относительно транспортных путей, наличие сырьевой, энергетической базы, трудовых ресурсов, возможность кооперирования с другими производствами в использовании сырья и отходов, потребности региона в продукции предприятия);
  • проектирование технологической схемы производства в соответствии с современными представлениями об общих закономерностях химико-технологических процессов;
  • проектирование аппаратов в соответствии с современными требованиями обеспечения эффективности и надежности химического производства;
  • обеспечение безопасных условий труда и сохранение благоприятной экологической ситуации в регионе.

    Подготовительный этап

    Для решения вышеназванных задач учитель проводит большую подготовительную работу. Разрабатывает регламент игры.

  • Учитель определяет место урока – ролевой игры в изучаемой теме. В рассматриваемом нами случае тематическое планирование имеет следующую структуру:

    Регламент игры

  • Организационный этап (3 мин).
  • Жеребьевка (2 мин).
  • "Экскурсия" по Ново-Ярославскому НПЗ (20 мин).
  • Коллективная деятельность или обсуждение (10 мин).
  • Дискуссия (10 мин).
  • "Экскурсия" по НПЗ им Д.И.Менделеева (20 мин).
  • Коллективная деятельность или обсуждение (10 мин).
  • Дискуссия (10 мин).
  • Подведение итогов (5 мин). Особым образом оформляется кабинет химии. В процессе подготовки к данной игре учащиеся получают консультации учителя, работают с рекомендованной и обязательной литературой, технологическими схемами производства. Из числа учащихся формируется 6 групп специалистов по 6 человек в каждой группе.

    Состав группы

  • Директор завода.
  • Главный инженер.
  • Руководитель центральной заводской лаборатории.
  • Руководитель лаборатории охраны окружающей среды.
  • Начальник отдела кадров.
  • Начальник отдела техники безопасности. Кроме того, каждая группа учащихся получает задание в виде инструкции. Она включает в себя задание для всей группы и список должностных обязанностей.

    Инструкция для группы "специалистов"

    Задание группе: разработать оптимальные условия переработки нефти, составить технологическую схему производства.

  • Должностные обязанности "специалистов":

  • директор завода обосновывает экономико-географическое положение производства: его расположение относительно сырьевых источников, транспортных путей, возможность кооперирования с другими производствами, потребность страны и региона в продукции предприятия; осуществляет общее руководство группой по разработке проекта;
  • главный инженер обосновывает технологическую схему производства в соответствии с научными принципами производства и представлениями об общих положениях химико-технологических процессов;
  • руководитель центральной заводской лаборатории обосновывает оптимальные условия осуществления химических реакций при переработке нефти в производственных условиях;
  • руководитель лаборатории охраны окружающей среды изучает состав выбросов, образующихся при переработке нефти, способы предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду: атмосферу, водные источники, почву, растения, животных и человека;
  • начальник отдела кадров составляет список профессий работников данного производства, изучает условия работы на предприятии, составляет список адресов учебных заведений, где можно приобрести эти профессии;
  • начальник отдела техники безопасности разрабатывает инструкцию по технике безопасности для работников данного производства. Указывает на возможность аварийных ситуаций и меры их предотвращения. Три группы учащихся работают по изучению Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода, а другие три группы – нефтеперерабатывающего завода им. Д.И. Менделеева.

    Все члены группы обсуждают план работы и организационные вопросы, характер работы каждого "специалиста", форму будущего отчета, подбирают литературу, а также необходимые дополнительные материалы: вырезки из газет и журналов, диафильмы и кинофильмы, коллекции продукции заводов, изготовленные самостоятельно и т.д.

    Проведение игры

    Организационный момент по содержанию аналогичен организационному моменту деловой игры.

    Согласно жеребьевке выступает одна из групп и проводит заочную экскурсию для остальных учащихся класса – "экскурсантов" по Ново-Ярославскому НПЗ.

    Первым выступает руководитель группы – "директор завода". Затем он представляет "руководителей" своего предприятия, поочередно предоставляя им слово для выступления. Из рассказа "специалистов" "экскурсанты" узнают, что завод был построен на южной окраине Ярославля, на месте нескольких бывших деревень, в 1961 году, что он является важным хозяйственным объектом.

    Завод имеет хорошее техническое оснащение: здесь установлены приборы автоматического регулирования и контроля за ходом процесса, действует автоматизированная система управления производством на базе электронно-вычислительной техники.

    В содружестве со специалистами ряда научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов страны коллектив завода проводит широкие исследования. В частности, большое внимание уделяется вопросам повышения качества продукции и совершенствованию системы природоохранных объектов завода – водоохранных, газоочистных, пылеулавливающих и т.д. Например, завод имеет четыре водоблока, снабжающих охлажденной водой технологические установки. Все сточные воды в них подвергаются очистке на современных очистных сооружениях, оснащенных механическими, биологическими и флотационными системами очистки.

    В настоящее время на заводе трудится около четырех тысяч рабочих и служащих, многие из них имеют высшее и среднее специальное образование. Кадры для завода готовят в основном Ярославский технический университет, Ярославский химико-механический техникум, профессионально-техническое училище № 8 города Ярославля.

    Наряду с этим в характеристике отмечается, что в результате своей производственной деятельности Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод является загрязнителем окружающей среды. Из всего количества промышленных выбросов, поступающих в атмосферу в Ярославле и его пригородах, 1/3 часть приходится на долю этого завода. В выбросах завода содержатся преимущественно такие вредные и опасные для здоровья человека вещества, как сероводород, диоксид серы, различные летучие углеводороды, угарный газ, аммиак. Токсичные вещества, содержащиеся в выбросах завода, обостряют заболевание органов дыхания. Отмечая положительную сторону производственной деятельности завода, участники игр сказали о том, что завод переориентирован на выпуск неэтилированного бензина – экологически более чистого и Ярославская область сегодня полностью обеспечена этим топливом. Продукция завода является сырьем для таких предприятий Ярославля, как завод технического углерода, завод синтетического каучука, химический завод "Луч", и других. Основными ее потребителями являются Ярославская, Костромская, Вологодская и Ивановская области. Сюда поставляются пропан-бутановая смесь, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла, нефтебитум, используемый в дорожном строительстве.

    Часть продукции завода, в основном мазут и бензин, экспортируется за границу. Из сказанного следует, что Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод является в данном регионе крупным промышленным объектом. Подобная информация была представлена и по заводу им.Д.И.Менделеева.

    По окончании выступлений всех "специалистов" слово предоставляется руководителю группы. Он анализирует выполнение задачи в соответствии с критериями оценки: что получилось, что – нет, в чем испытывали трудности.

    После защиты темы наступает момент обсуждения, которое проходит по принципу коллективного творчества. В этих целях в течение 10 минут группы должны обсудить и оценить сообщение каждого "специалиста", подготовить вопросы, свои дополнения, решить, сколько оппонентов по каждому вопросу будет выступать.

    Во время дискуссии поочередно выступают оппоненты от каждой творческой группы, оценивая работу "специалистов", проводивших экскурсию, делают дополнения, задают вопросы для выяснения глубины излагаемого материала. Тот же цикл игры повторяется для группы "специалистов", работавших по изучению НПЗ им. Д.И. Менделеева. Кроме того, каждый ученик класса имеет специально разработанные схемы анализа выступлений (см. таблицу).

    Схема анализа выступлений "специалистов"

    № п/п Ф.И. "специалиста" Грамотность выполнения задания Привлечение дополнительных материалов Обоснованность решения Оформление результатов работы Четкое следование правилам игры Оценка работы

    Далее избирается счетная комиссия для подсчета общего балла каждого выступающего, на основании которого выставляется оценка за работу на уроке.

  • загрузка...

     

     

    Наверх


    Постоянная ссылка на статью "Методика проведения ролевых и деловых игр на уроках химии":


    Рассказать другу

    Оценка: 4.0 (голосов: 16)

    Ваша оценка:

    Ваш комментарий

    Имя:
    Сообщение:
    Защитный код: включите графику
     
     



    Поиск по базе статей:





    Темы статей






    Новые статьи

    Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

    Вместе с этой статьей обычно читают:

    Методика и правила проведения банной процедуры

    Итак, баня готова, можно париться. Однако, войдя в парную, не спешите влезать на самый верхний и жаркий полок, ведь ваша кожа, дыхательная и сердечно-сосудистая системы еще не подготовлены к высокой температуре. Как это сделать?

    » Здоровый образ жизни - 4184 - читать


    Идея: ролевая онлайн-игра в профессионала поможет решить кадровый вопрос

    Грамотные специалисты по HR выучились, конечно, разным методам правильного найма, но стопроцентно надежных технологий все равно нет. Откуда-то ведь берутся проваленные проекты и обанкротившиеся фирмы. Поставьте себя на место работодателя.

    » Бизнес в Интернете - 2299 - читать


    Как избежать проведения выездной налоговой проверки: одиннадцать правил игры

    Материал предоставлен журналом " Малая бухгалтерия: "упрощенка", "вмененка", ЕСХН"/ Приказом ФНС России от 30. 05.

    » Бухгалтерия и аудит - 4149 - читать


    Деловые игры способны многому научить. Тех, кто готов делать выводы

    "Ведомости" / Любой тренинг будет скучным и бесполезным, если не внести в него азарт и соревновательный дух. Поэтому все большее распространение получают деловые игры. Рискуя виртуальными деньгами и не боясь увольнения за ошибки, менеджеры узнают о своих слабостях и открывают в себе способности, о которых раньше даже не подозревали.

    » Управление и менеджмент - 1935 - читать


    Игра и урок

    Интуиция всегда подскажет маме, что нужно ее малышу. Он еще очень слабенький и робкий, ваш малыш. Из всех детенышей, появляющихся на Земле, человеческий - самый беспомощный.

    » Питание и уход за младенцами - 1617 - читать



    Статья на тему Наука и образование » Образовательные методики » Методика проведения ролевых и деловых игр на уроках химии

    Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

    © Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

    Энциклопедия Art.Thelib.Ru