Наш личный опыт и опыт других учителей показывает, что ролевые и деловые дидактические игры целесообразно проводить на этапе обобщения знаний, когда большое внимание уделяется вопросам практического использования приобретенных знаний, а также при изучении вопросов прикладного характера, в частности, основ химического производства. Рассмотрим методику организации и проведения деловой игры по теме
Производство серной кислоты.
Цель игры: ознакомление учащихся с промышленным получением серной кислоты.
Учебно-воспитательные задачи игры:
Подготовительный этап
Учитель определяет место деловой игры в изучаемой теме.
В рассматриваемом нами случае тематическое планирование имеет следующую структуру:
Учитель разрабатывает программу игры, регламент. Затем формируются три группы "специалистов" в соответствии с интересами учащихся и по числу указанных проблем. Для каждой группы "специалистов" учитель составляет информационные карты.
О дате проведения игры учащиеся узнают за две недели. На предыдущих уроках учитель рассказывает ребятам о деловых играх, проводит аналогию с детскими играми, психологически настраивает на участие в игре. Оформление кабинета
Столы в нем расставляются по кругу. Специальные столы выделяются для ведущего и экспертов. Учитель с помощью консультантов готовит наборы книг, учебные таблицы, листы ватмана, писчую бумагу, цветные мелки, фломастеры, гуашь, тушь, плакатные перья, кисти, скрепки, булавки, клей.
Проведение игры
Организационный момент игры включает в себя обсуждение в общем плане всей структуры игры и её отдельных элементов.
Каждая группа "специалистов" выделяет по одному человеку для работы в экспертной группе. Далее проводится жеребьевка, в ходе которой каждая команда получает в конверте задание – программу для групповой работы. Консультанты присутствуют в каждой группе. При организации работы они обращают внимание участников игры на то, как следует осуществлять выбор решений и готовить свой проект. При этом они предлагают следующее: внести каждому свое предложение по разработке проекта, обсудить новые, неожиданные решения, выбрать одно решение и обосновать его выбор, построить модель проекта. На завершающем этапе подготовки проекта корректируют его содержание и выделяют отдельные этапы защиты проекта.
В то время когда группы работают над проектом, ведущий и эксперты разрабатывают критерии оценки выступлений и определяют систему оценивания.
Организация дискуссии требует от ведущего выдержки, мастерства и такта. В ходе дискуссии первым выступает ведущий, напоминая учащимся общие установки и правила игры. Затем он предоставляет слово для выступления поочередно каждой группе.
Идет обсуждение. Участники игры делают замечания, вносят поправки в проект – высказывают свое согласие или несогласие с ним. Эксперты выставляют оценки.
Заключительный этап
После окончания игры эксперты, консультанты и учитель обсуждают результаты игры, отмечая ее позитивные и негативные стороны. Ролевая игра по теме Нефть и способы ее переработки
Цель игры: ознакомление учащихся с основными проблемами промышленного способа переработки нефти и проблемами охраны окружающей среды, связанной с этим производством. Учебно-воспитательные задачи игры:
Подготовительный этап
Для решения вышеназванных задач учитель проводит большую подготовительную работу. Разрабатывает регламент игры.
Учитель определяет место урока – ролевой игры в изучаемой теме. В рассматриваемом нами случае тематическое планирование имеет следующую структуру:
Регламент игры
Состав группы
Инструкция для группы "специалистов"
Задание группе: разработать оптимальные условия переработки нефти, составить технологическую схему производства.
Должностные обязанности "специалистов":
Все члены группы обсуждают план работы и организационные вопросы, характер работы каждого "специалиста", форму будущего отчета, подбирают литературу, а также необходимые дополнительные материалы: вырезки из газет и журналов, диафильмы и кинофильмы, коллекции продукции заводов, изготовленные самостоятельно и т.д.
Проведение игры
Организационный момент по содержанию аналогичен организационному моменту деловой игры.
Согласно жеребьевке выступает одна из групп и проводит заочную экскурсию для остальных учащихся класса – "экскурсантов" по Ново-Ярославскому НПЗ.
Первым выступает руководитель группы – "директор завода". Затем он представляет "руководителей" своего предприятия, поочередно предоставляя им слово для выступления. Из рассказа "специалистов" "экскурсанты" узнают, что завод был построен на южной окраине Ярославля, на месте нескольких бывших деревень, в 1961 году, что он является важным хозяйственным объектом.
Завод имеет хорошее техническое оснащение: здесь установлены приборы автоматического регулирования и контроля за ходом процесса, действует автоматизированная система управления производством на базе электронно-вычислительной техники.
В содружестве со специалистами ряда научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов страны коллектив завода проводит широкие исследования. В частности, большое внимание уделяется вопросам повышения качества продукции и совершенствованию системы природоохранных объектов завода – водоохранных, газоочистных, пылеулавливающих и т.д. Например, завод имеет четыре водоблока, снабжающих охлажденной водой технологические установки. Все сточные воды в них подвергаются очистке на современных очистных сооружениях, оснащенных механическими, биологическими и флотационными системами очистки.
В настоящее время на заводе трудится около четырех тысяч рабочих и служащих, многие из них имеют высшее и среднее специальное образование. Кадры для завода готовят в основном Ярославский технический университет, Ярославский химико-механический техникум, профессионально-техническое училище № 8 города Ярославля.
Наряду с этим в характеристике отмечается, что в результате своей производственной деятельности Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод является загрязнителем окружающей среды. Из всего количества промышленных выбросов, поступающих в атмосферу в Ярославле и его пригородах, 1/3 часть приходится на долю этого завода. В выбросах завода содержатся преимущественно такие вредные и опасные для здоровья человека вещества, как сероводород, диоксид серы, различные летучие углеводороды, угарный газ, аммиак. Токсичные вещества, содержащиеся в выбросах завода, обостряют заболевание органов дыхания. Отмечая положительную сторону производственной деятельности завода, участники игр сказали о том, что завод переориентирован на выпуск неэтилированного бензина – экологически более чистого и Ярославская область сегодня полностью обеспечена этим топливом. Продукция завода является сырьем для таких предприятий Ярославля, как завод технического углерода, завод синтетического каучука, химический завод "Луч", и других. Основными ее потребителями являются Ярославская, Костромская, Вологодская и Ивановская области. Сюда поставляются пропан-бутановая смесь, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла, нефтебитум, используемый в дорожном строительстве.
Часть продукции завода, в основном мазут и бензин, экспортируется за границу. Из сказанного следует, что Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод является в данном регионе крупным промышленным объектом. Подобная информация была представлена и по заводу им.Д.И.Менделеева.
По окончании выступлений всех "специалистов" слово предоставляется руководителю группы. Он анализирует выполнение задачи в соответствии с критериями оценки: что получилось, что – нет, в чем испытывали трудности.
После защиты темы наступает момент обсуждения, которое проходит по принципу коллективного творчества. В этих целях в течение 10 минут группы должны обсудить и оценить сообщение каждого "специалиста", подготовить вопросы, свои дополнения, решить, сколько оппонентов по каждому вопросу будет выступать.
Во время дискуссии поочередно выступают оппоненты от каждой творческой группы, оценивая работу "специалистов", проводивших экскурсию, делают дополнения, задают вопросы для выяснения глубины излагаемого материала. Тот же цикл игры повторяется для группы "специалистов", работавших по изучению НПЗ им. Д.И. Менделеева. Кроме того, каждый ученик класса имеет специально разработанные схемы анализа выступлений (см. таблицу).
Схема анализа выступлений "специалистов"
№ п/п | Ф.И. "специалиста" | Грамотность выполнения задания | Привлечение дополнительных материалов | Обоснованность решения | Оформление результатов работы | Четкое следование правилам игры | Оценка работы |
Далее избирается счетная комиссия для подсчета общего балла каждого выступающего, на основании которого выставляется оценка за работу на уроке.