3 августа 2005 года вертолёт поднял на высоту 2,9 километра странный конический предмет и сбросил в Тихий океан. "Предмет" смог раскрыть только два парашюта из трёх. Тем не менее, тест назвали "полным успехом".
На фоне недавних переживаний с полётом и посадкой шаттла Discovery в тень ушли другие события в космической отрасли, заслуживающие внимания.
Например, небольшие, но важные шаги частной американской корпорации Transformational Space (или t/Space) на пути создания своего средства доступа в космос – на орбиту, а не на суборбитальную траекторию, заметим.
Мы ранее уже подробно рассказывали об этой корпорации, её участниках и грандиозных проектах (среди которых – планы пилотируемого полёта на Луну).
Напомним лишь главное правило, или, если хотите, цель, всего, что затевает t/Space – её основатели хотят на практике доказать, что маленькие частные компании могут создавать вполне работоспособные космические технологии не хуже аэрокосмических гигантов, а главное – многократно быстрее и дешевле.
| ||
Правда, для подъёма на высоту 7,6 километра двухступенчатой ракеты (на жидком кислороде и пропане), которая и будет разгонять CXV до первой космической, потребуется не нынешний хорошо известный красавец "Белый рыцарь" (White Knight), и даже не White Knight Two, а некий новый большой аппарат со своеобразной архитектурой.
Называется он "Очень большой самолёт" (Very Large Aircraft VLA) и разрабатывается фирмой Scaled Composites Бёрта Рутана (Burt Rutan).
То есть всё той же компанией, которая принимает самое непосредственное участие в целом перечне проектов по самостоятельному выходу в космос полностью частного бизнеса и частных же космических аппаратов.
Самолёт VLA Рутана (иллюстрация с сайта transformspace.com). |
Легко ли на них удержаться при перегрузках на спуске – компания умалчивает (детали конструкции неясны), зато пишет, что её сиденье более чем в десять раз легче сиденья шаттла.
А спуск капсулы CXV задуман парашютный. И тут t/Space объявила об успехе – в океан был сброшен полноразмерный макет космической капсулы.
Размеры и вес макета, под названием "Изделие для броскового теста" (Drop Test Article DTA), соответствовали размерам и весу возвращаемого элемента системы CXV 4,5 метра в длину; 4,27 метра в диаметре; 3,6 тонны.
В океан капсула плюхнулась на скорости 27 километров в час, после чего её выловили и водрузили на судно, участвовавшее в опыте.
Почему команда t/Space такая весёлая. Это Джим Восс испытывает "революционное" кресло для спускаемой капсулы (фото с сайта transformspace.com). |
Это философия корпорации – быстрое и дешёвое создание сравнительно простых прототипов, и оперативная проверка "чего к чему".
Не даром же t/Space, получив от NASA грант в $6 миллионов на предварительные, бумажные исследования перспективных образцов космической пилотируемой техники, заявила, что выйдет за рамки чисто бумажных проектов.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru