Впрочем, после катастрофы лайнера компании Air France 25 июля 2000 года Concorde больше не поднимается в лазурное небо с прежней легкостью.
Перипетии, в которые международный воздушный транспорт попал после 11 сентября 2001 года, война в Ираке и постоянные технические проблемы могут ускорить процесс "отправки на покой" уникального коммерческого сверхзвукового лайнера. Теоретически, если с одним из двенадцати франко-британских самолетов (из которых пять принадлежат Air France, и семь British Airways) не произойдет новой катастрофы или серьезного инцидента, британские машины могут летать до 2009 года; Air France, со своей стороны, объявила, что прекратит эксплуатацию Concorde уже в 2007 году. Генеральный директор British Airways Род Эддингтон недавно заявил: "Concorde будет летать до тех пор, пока он будет рентабелен, надежен и жизнеспособен с эксплуатационной точки зрения. Но, как всякая другая высокотехнологичная продукция, Concorde испытывает давление нынешней экономической конъюнктуры".
Безопасность полетов является тем аспектом, который представляет собой главную проблему для Concorde. Этот самолет показал себя капризным и хрупким. Air France и British Airways признают, что текущий ремонт машины обходится очень дорого (во французской компании им занимаются более 100 человек). Затраты явно превышают 50% стоимости эксплуатации, в то время как для обычного сверхзвукового самолета эта сумма составляет лишь 10%. Поскольку новые самолеты Concorde не производятся уже более двадцати лет, резервы запасных частей постепенно подходят к концу. К тому же, несмотря на все старания ремонтников, Concorde "хрупок, как русская балерина. При малейшем похолодании он подхватывает насморк", так выразился один механик. И инциденты происходят довольно часто.
Совсем недавно произошло несколько таких инцидентов, показавших, что Concorde машина ненадежная и, нужно прямо сказать, устаревшая. 19 февраля Concorde компании Air France, совершавший рейс 002, произвел вынужденную посадку в Галифаксе (Канада) из-за неполадок одного из двигателей. Тремя месяцами ранее аналогичный эпизод имел место с участием британского самолета. 27 февраля самолет Air France, летевший из Парижа в Нью-Йорк, потерял деталь рулевого управления. За несколько недель до этого такая же проблема возникла с машиной British Airways. С 7 ноября 2001 года, когда возобновились коммерческие полеты Concorde, зарегистрировано уже девять различных инцидентов подобного рода. Главное управление гражданской авиации (DGAC), выдавшее в сентябре 2001 года Concorde очередной сертификат годности сроком на три года, внимательно следит за докладами инспекций технического контроля, которые в случае серьезного инцидента могут на этот раз окончательно - приковать Concorde к земле.
Несколько дней назад очередной доклад инспекторов омрачил перспективы полетов прекрасной железной птицы. Следователь Кристоф Реньяр, занимающийся юридическими аспектами дела об инциденте 25 июля 2000 года, выдвинул предположение о том, что причиной падения лайнера Concorde над парижским пригородом Гонесс (департамент Валь-д'Уаз ) послужила металлическая деталь шасси.
С коммерческой точки зрения дела у Concorde также обстоят не блестяще. British Airways утверждает, что не несет убытков при эксплуатации своих самолетов, но не получает и прибыли. Air France признает, что из-за недостаточной заполняемости салона - она едва превышает 40-процентный барьер, который французская компания считает психологически приемлемым, - эксплуатация самолета, имеющего 92 посадочных места, перестает быть рентабельной.
После июльской катастрофы 2000 года престижный самолет так и не приобрел устойчивой клиентуры. Коммерческие полеты возобновились через два месяца после терактов 11 сентября. Цена барреля нефти, которая в последние месяцы превысила 30-долларовую планку, не способствует решению проблем Concorde, расходующего много горючего по причине устаревшей конструкции двигателей. Air France, которая утверждала, что до терактов клиентуру самолетов Concorde на 50% обеспечивали американцы, вскоре после возобновления полетов признала, что эти богатые туристы перестали пользоваться ими. Война в Ираке и антифранцузские настроения американцев могут усилить эту тенденцию.
В декабре 2001 года, через месяц после возобновления полетов, президент Air France Жан-Сириль Спинетта отверг экономические аргументы, заявив: "Concorde выше, чем Air France. Речь идет не только об экономической проблеме компании. Concorde это легенда. Прежде чем разрушать легенду, нужно хорошо подумать".
Статья получена: InoPressa.ru