Команда лётчиков, инженеров и учёных строит самолёт, способный пролететь вокруг Земли без посадки, используя лишь солнечную энергию. Два смельчака вверят свои жизни 60-метровым крыльям и двум электродвигателям, установленным на хвостовом оперении машины.
В марте 1999 года швейцарец Бертран Пиккар (Bertrand Piccard) и англичанин Брайан Джонс (Brian Jones) совершили первое в мире успешное беспосадочное кругосветное путешествие на воздушном шаре Breitling Orbiter 3.
Тогда их полёт называли последним большим авиационным приключением двадцатого века.
| ||
Тот же вызов возможностям человека, только теперь в сочетании с актуальной и модной заботой об окружающей среде, читается в новом проекте Пиккара "Солнечный импульс" (Solar Impulse).
Самолёт должен использовать только солнечную энергию, а ночью лететь на аккумуляторах. Авторы проекта утверждают, что авиационные рекорды не самоцель. Главное привлечь внимание людей к проблеме широкого применения возобновляемых источников энергии.
Идеологический предшественник "Солнечного импульса" беспилотный самолёт NASA "Гелиос" Helios), который разбился летом 2003 года.
| ||
Они должны были днём накапливать электроэнергию, идущую от солнечных батарей за счёт разложения воды и последующего использования водорода для выработки нужной мощности ночью или просто в плохую погоду.
Точные причины аварии "Гелиоса" не установлены и сегодня, но с плохо скрываемой печалью в голосе, учёные поясняют, что поиск наилучшего способа сохранения "дневной" энергии для ночного полёта это и есть самый важный вопрос для дальнейшего развития технологии беспилотных самолётов на солнечных батареях.
Инженеры мечтают о таких аппаратах, которые были бы способны неделями парить в небе, чтобы брать пробы воздуха, или выискивать вражескую технику в театре военных действий или, к примеру, служить ретрансляторами. И при этом, желательно, не нести на борту обузу в виде бака с традиционным топливом.
Ночные полёты самая рискованная часть затеи (иллюстрация solar-impuls.com). |
Однако, до сих пор ни один летательный аппарат, использующий лишь энергию Солнца, не смог провести в воздухе ночь.
Пиккар же настроен оптимистично и буквально шагает через ступени. Он ведь сразу замахнулся на куда более сложную задачу постройку пилотируемого "наследника" безвременно погибшего Гелиоса.
| ||
Именно здесь будут создавать и испытывать новые сверхлёгкие материалы, аккумуляторные батареи, солнечные элементы и многое другое.
В 2004 году партнёры намерены построить первый образец самолёта, а в 2006-м поднять его в воздух. К 2007 году создатели "Импульса" предполагают научить его держаться в воздухе целую ночь в рамках 36-часового полёта.
В этом же году у первого самолёта появится близнец, и обе машины начнут сверхдальние полёты. Ориентировочно в 2009 году.
| ||
Силовое напряжение в каком-либо крыле вызовет пропорциональное давление на соответствующую сторону корпуса пилота.
И, напротив, машина будет ощущать самочувствие человека и даст ему знать, если тот испытывает утомление, стресс и тому подобное.
В общем, полное взаимопонимание человека и самолёта залог успеха миссии.
А в успех хочется верить, ведь Бертран Пиккар представитель славного семейства. Его дед Огюст Пиккар установил в 1932 году рекорд подъёма на высоту 16 тысяч 370 метров на стратостате собственной конструкции.
| ||
Отец Бертрана Жак Пиккар установил в 1960 году никем до сих пор не побитый рекорд погружения в океан на 10 тысяч 919 метров (дно впадины Челленджер в Марианском желобе). Уникальный батискаф "Триест", доставивший Жака и его напарника американца Дональда Уолша (Donald Walsh) в пучину, был построен Огюстом и Жаком Пиккарами в 1953 году.
И характерно, что изобретателем первого в мире батискафа (1948 год) был опять-таки Огюст Пиккар.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru