Мало кто ценит так называемый "дружественный интерфейс", любезно предлагаемый нам компьютером. Всех этих назойливых Советчиков и Помощников подвергают безжалостному отключению. А способна ли машина проявить подлинно человеческое участие?
К сожалению, у компьютера отсутствуют наши органы чувств. Вернее, осязание через мышь и клавиатуру он практикует, а вот больше — ни-ни.
Между тем, в повседневном общении больше всего информации мы получаем посредством слуха и зрения. И у компьютера есть для этого все задатки: микрофон и видеокамера. Но почему-то он практически не пользуется щедро дарованными ему возможностями.
На самом деле, компьютер ни в чём не виноват. Мы сами обделили — не его, а себя — такими ценными информационными каналами обратной связи.
В числе прочих, исправить положение пытаются в Лаборатории человеческой среды (HML — Human Media Lab) Университета Королевы (Queen’s University) города Кингстон канадской провинции Онтарио.
С внимательным компьютером всегда есть о чём поговорить (фото с сайта hml.queensu.ca). |
Беда человека в том, что он окружил себя множеством вроде бы удобных устройств, которые не только служат инструментами для достижения определённых целей, но ежесекундно требуют повышенного внимания к своим скромным персонам.
Так компьютер непрерывно заливает нас потоком электронных писем и сообщений по ICQ, телефон надрывается от звонков, а радио с телевизором увлечённо вещают в пустоту, хотя в этот момент вам явно не до них.
А ведь в то же время надо ещё чем-то полезным заниматься — вот хотя бы писать статью.
Подобная "бомбардировка" жёстким информационным излучением обычно приводит к нервным расстройствам, губительно сказываясь на производительности труда. Мы же не Цезари, умеющие делать сразу десяток неотложных дел.
Поэтому хорошо бы, чтоб телефон заткнулся, компьютер прекратил нервно попискивать по поводу полученной корреспонденции, а телевизор, наконец, заметил, что его уже давно никто не смотрит.
Телевизору сейчас не до человека (фото с сайта hml.queensu.ca). |
То есть, привычный и никчёмный дружественный пользовательский интерфейс (FUI — Friendly User Interface) надобно заменить "внимательным пользовательским интерфейсом" (AUI — Attentive User Interface).
Именно такой концептуальный подход и развивают, вот уже более двух лет, сотрудники канадского университета.
С компьютером приходится сложнее всего. Как правило, ему нет никакого дела до того, чем вы заняты в настоящий момент. В отличие от телефона и телевизора, он — штука многозадачная, умеет параллельно выполнять несколько функций и ждёт того же от вас.
Получается, как с почтовым спамом: важные и бессмысленные письма совершенно равноправны. А ты уж сам, будь добр, разложи их по папочкам, правила задай.
Вот что говорит директор HML, доктор Роэль Вертигааль (Roel Vertegaal): "Коллектив HML разрабатывает устройства, которые определяют уровень пользовательского внимания и важности каждого сообщения в зависимости того, чем занимается человек. В итоге, компьютер сам решает, "завернуть" или доставить сообщение".
HML тесно сотрудничает с Альмаденским исследовательским центром IBM (IBM Almaden Research Center) в Сан-Хосе, и с исследовательским подразделением Microsoft (Microsoft Research) в Редмонде.
По мнению Вертигааля, компьютеры не слишком изменились с тех времён сорокалетней давности, когда на каждого из них приходилось по несколько десятков пользователей. Современные персональные машины унаследовали вопиющую нечуткость по отношению к своему единственному обладателю.
РС же должен стать не просто инструментом, пусть и с навыками распознавания устной речи, но и обрести зачатки невербального общения. В обыденной жизни простым кивком головы можно сказать больше, чем сложно построенной фразой.
То есть, как ни крути, мы должны заставить компьютер понимать наше состояние и наши эмоции, не разжёвывая всё по косточкам. Что уже сделано?
Прежде всего, "внимательную" технику оснастили видеодатчиком, регистрирующим, есть ли вообще поблизости пользователь. А если есть, смотрит ли он в данный момент на устройство или же делает что-то другое.
Тот же самый датчик определяет, когда люди смотрят друг на друга. Видимо, о чём-то беседуют, следовательно — не лезь.
Ещё в лаборатории сконструировали Proxy Eyes: забавную пару роботоподобных выпученных глаз, которыми компьютер может вращать, привлекая внимание человека: "Смотри-ка, а тебе письмо пришло".
Внимательная система видеоконференций оптимизирует полосу пропускания на основании интереса группы пользователей к происходящей трансляции.
Тот же интерфейс заставляет мобильные телефоны подавать щадящий сигнал, если человек свободен, или звонить более назойливо, когда люди увлечены беседой.
Лабораторные испытания внимательного мобильника (фото с сайта hml.queensu.ca). |
Если пользователь находится на некотором отдалении от телефона, он автоматически переключится в режим громкой связи.
Вся электронная корреспонденция перенаправляется на устройство, с которым человек работает в данную минуту.
Телевизор, разумеется, выключается, когда на него никто не смотрит. Если пристально поглядеть — наверное, опять включится. Видео переходит в режим паузы.
Внимательный компьютер заправляет работой всех прочих бытовых устройств, используя микрофон и камеру. Стоит человеку, скажем, посмотреть на лампу и приказать включись, как всё тотчас будет исполнено.
| ||
Некоторым, возможно, не понравится, что за каждым их шагом и вздохом будет наблюдать расторопный слуга. Особенно, если он окажется глуповат и по собственной инициативе сделает нечто совсем неуместное.
Кроме того, всё перечисленное лишь малая толика того, что, в идеале, нам хотелось бы получить от компьютера.
С 5 по 10 апреля 2003 года во Флориде проходит конференция CHI 2003 (Computer-Human Interaction — взаимодействие компьютер-человек), посвящённая изучению человеческого фактора в компьютерных системах.
Доклад Вертигааля сотоварищи намечен на последний день. Вот мы и посмотрим на отчёт о проделанной работе и намеченных рубежах. И сразу всё вам расскажем.
Заодно и разглядим получше участников форума. Вдруг, кто-нибудь уже давно с компьютером на телепатической ноге.
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru