Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Attentive Interface. Часть первая: подходы к проблеме

 

Attentive Interface. Часть первая: подходы к проблеме

 

 

Мало кто ценит так называемый "дружественный интерфейс", любезно предлагаемый нам компьютером. Всех этих назойливых Советчиков и Помощников подвергают безжалостному отключению. А способна ли машина проявить подлинно человеческое участие?

К сожалению, у компьютера отсутствуют наши органы чувств. Вернее, осязание через мышь и клавиатуру он практикует, а вот больше — ни-ни.

загрузка...

 

 

Между тем, в повседневном общении больше всего информации мы получаем посредством слуха и зрения. И у компьютера есть для этого все задатки: микрофон и видеокамера. Но почему-то он практически не пользуется щедро дарованными ему возможностями.

На самом деле, компьютер ни в чём не виноват. Мы сами обделили — не его, а себя — такими ценными информационными каналами обратной связи.

В числе прочих, исправить положение пытаются в Лаборатории человеческой среды (HML — Human Media Lab) Университета Королевы (Queen’s University) города Кингстон канадской провинции Онтарио.

С внимательным компьютером всегда есть о чём поговорить (фото с сайта hml.queensu.ca).

С внимательным компьютером всегда есть о чём поговорить (фото с сайта hml.queensu.ca).

Беда человека в том, что он окружил себя множеством вроде бы удобных устройств, которые не только служат инструментами для достижения определённых целей, но ежесекундно требуют повышенного внимания к своим скромным персонам.

Так компьютер непрерывно заливает нас потоком электронных писем и сообщений по ICQ, телефон надрывается от звонков, а радио с телевизором увлечённо вещают в пустоту, хотя в этот момент вам явно не до них.

А ведь в то же время надо ещё чем-то полезным заниматься — вот хотя бы писать статью.

Подобная "бомбардировка" жёстким информационным излучением обычно приводит к нервным расстройствам, губительно сказываясь на производительности труда. Мы же не Цезари, умеющие делать сразу десяток неотложных дел.

Поэтому хорошо бы, чтоб телефон заткнулся, компьютер прекратил нервно попискивать по поводу полученной корреспонденции, а телевизор, наконец, заметил, что его уже давно никто не смотрит.

Телевизору сейчас не до человека (фото с сайта hml.queensu.ca).

Телевизору сейчас не до человека (фото с сайта hml.queensu.ca).

То есть, привычный и никчёмный дружественный пользовательский интерфейс (FUI — Friendly User Interface) надобно заменить "внимательным пользовательским интерфейсом" (AUI — Attentive User Interface).

Именно такой концептуальный подход и развивают, вот уже более двух лет, сотрудники канадского университета.

С компьютером приходится сложнее всего. Как правило, ему нет никакого дела до того, чем вы заняты в настоящий момент. В отличие от телефона и телевизора, он — штука многозадачная, умеет параллельно выполнять несколько функций и ждёт того же от вас.

Получается, как с почтовым спамом: важные и бессмысленные письма совершенно равноправны. А ты уж сам, будь добр, разложи их по папочкам, правила задай.

Вот что говорит директор HML, доктор Роэль Вертигааль (Roel Vertegaal): "Коллектив HML разрабатывает устройства, которые определяют уровень пользовательского внимания и важности каждого сообщения в зависимости того, чем занимается человек. В итоге, компьютер сам решает, "завернуть" или доставить сообщение".

HML тесно сотрудничает с Альмаденским исследовательским центром IBM (IBM Almaden Research Center) в Сан-Хосе, и с исследовательским подразделением Microsoft (Microsoft Research) в Редмонде.

По мнению Вертигааля, компьютеры не слишком изменились с тех времён сорокалетней давности, когда на каждого из них приходилось по несколько десятков пользователей. Современные персональные машины унаследовали вопиющую нечуткость по отношению к своему единственному обладателю.

РС же должен стать не просто инструментом, пусть и с навыками распознавания устной речи, но и обрести зачатки невербального общения. В обыденной жизни простым кивком головы можно сказать больше, чем сложно построенной фразой.

То есть, как ни крути, мы должны заставить компьютер понимать наше состояние и наши эмоции, не разжёвывая всё по косточкам. Что уже сделано?

Прежде всего, "внимательную" технику оснастили видеодатчиком, регистрирующим, есть ли вообще поблизости пользователь. А если есть, — смотрит ли он в данный момент на устройство или же делает что-то другое.

Тот же самый датчик определяет, когда люди смотрят друг на друга. Видимо, о чём-то беседуют, следовательно — не лезь.

Ещё в лаборатории сконструировали Proxy Eyes: забавную пару роботоподобных выпученных глаз, которыми компьютер может вращать, привлекая внимание человека: "Смотри-ка, а тебе письмо пришло".

Внимательная система видеоконференций оптимизирует полосу пропускания на основании интереса группы пользователей к происходящей трансляции.

Тот же интерфейс заставляет мобильные телефоны подавать щадящий сигнал, если человек свободен, или звонить более назойливо, когда люди увлечены беседой.

Лабораторные испытания внимательного мобильника (фото с сайта hml.queensu.ca).

Лабораторные испытания внимательного мобильника (фото с сайта hml.queensu.ca).

Если пользователь находится на некотором отдалении от телефона, он автоматически переключится в режим громкой связи.

Вся электронная корреспонденция перенаправляется на устройство, с которым человек работает в данную минуту.

Телевизор, разумеется, выключается, когда на него никто не смотрит. Если пристально поглядеть — наверное, опять включится. Видео переходит в режим паузы.

Внимательный компьютер заправляет работой всех прочих бытовых устройств, используя микрофон и камеру. Стоит человеку, скажем, посмотреть на лампу и приказать — включись, как всё тотчас будет исполнено.

Это око будет повсюду следить за вами (фото с сайта hml.queensu.ca).

Это око будет повсюду следить за вами (фото с сайта hml.queensu.ca).
Все эти маленькие хитрости достаточно несложно запрограммировать. Но вот какой будет от сего эффект — предсказать сложно.

Некоторым, возможно, не понравится, что за каждым их шагом и вздохом будет наблюдать расторопный слуга. Особенно, если он окажется глуповат и по собственной инициативе сделает нечто совсем неуместное.

Кроме того, всё перечисленное — лишь малая толика того, что, в идеале, нам хотелось бы получить от компьютера.

С 5 по 10 апреля 2003 года во Флориде проходит конференция CHI 2003 (Computer-Human Interaction — взаимодействие компьютер-человек), посвящённая изучению человеческого фактора в компьютерных системах.

Доклад Вертигааля сотоварищи намечен на последний день. Вот мы и посмотрим на отчёт о проделанной работе и намеченных рубежах. И сразу всё вам расскажем.

Заодно и разглядим получше участников форума. Вдруг, кто-нибудь уже давно с компьютером на телепатической ноге.

Продолжение следует.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Attentive Interface. Часть первая: подходы к проблеме":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Оптимизация конверсии. Часть первая

В сфере е-коммерции отношения между владельцами сайтов и поисковыми системами сосредоточены на поисковой оптимизации (SEO). Продаж не будет, если пользователи не найдут сайт. Однако, помимо этого, в условиях жесткой конкуренции на растущем рынке е-коммерции внимание веб-мастеров и владельцев сайтов обращено, главным образом, на оптимизацию конверсии, т.е. увеличение числа пользователей, которые стали покупателями.

» Продвижение и оптимизация - 1900 - читать


Беспроводные Казаки-разбойники, или провайдеры против кусочка мела. Часть первая

У всякого более-менее прочного сообщества людей всегда возникает какая-то внутренняя система обмена информацией — от "тайных" приветствий до собственного жаргона или даже языка. Так случилось у бродячих безработных ("хобо") во времена Великой депрессии в США. Причём придуманная ими система теперь вдохновляет совсем других людей...

» Интересное в сети - 2135 - читать


Человеческая связанность. Часть первая: идеи контакта

В сентябре 2001 года в Ирландии собралась группа исследователей с целью изучить тему людских отношений и технологий, способствующих контакту человека с человеком. Своей миссией группа назвала изобретение новых способов, методов и технологий связи между людьми. И есть интересные идеи.

» Интересное в сети - 2267 - читать


Дело об электронном голосовании. Часть первая

История, связанная с компанией Diebold похожа на средней руки детектив, но при этом сложившаяся ситуация попахивает большим скандалом, от которого будут звенеть стёкла даже в Белом Доме. Потому что речь идёт о серьёзных проблемах в машинах для голосования. Компания Diebold Election Systems занимается выпуском систем учёта голосования.

» Интересное в сети - 1732 - читать


Attentive Interface. Часть вторая: сегодняшние решения

Не все окажутся в восторге от знаков внимания, расточаемых офисным оборудованием. Но ведь можно сделать так, чтобы предупредительность бытовой техники стала совершенно незаметна, как повадки хорошего лакея на светском приёме. Некоторые отклики на первую часть статьи показывают, что Attentive User Interface (AUI – внимательный пользовательский интерфейс) иногда путают с дружественным интерфейсом, а то и с самим искусственным интеллектом.

» Открытия и изобретения - 1339 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Attentive Interface. Часть первая: подходы к проблеме

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru