Две сотни километров под палящим солнцем. Осыпающиеся каменистые склоны, редкий кустарник, пыль. Запутанная "легенда", ведущая к цели. И $2 миллиона – победителю. Достойные для сражения среди самых выносливых марафонцев условия.
Тем более жёсткие, что марафонцы не были людьми.
Триумфально завершилось соревнование автономных автомобилей-роботов "Великий вызов" (DARPA Grand Challenge 2005, дополнительную информацию вы также можете найти на этой странице), организованное научно-исследовательским агентством Пентагона.
В отличие от соревнования прошлого года, в котором до финиша не доехал ни один робот из 15 стартовавших, в этом году заветную ленточку пересекло пять машин.
Пентагон рассчитывает, что испытанные здесь технологии к 2015 году, а, может быть, и раньше приведут к появлению полностью автономных наземных машин, предназначенных для действий на поле боя.
Маршрут гонки (фото с сайта grandchallenge.org). |
А рано утром 8 октября на старт вышли 23 претендента на победу, отобранные по результатам полуфиналов из 43 команд, в свою очередь, попавших в полуфиналы из числа 195 первоначальных участников.
| ||
И старт, и финиш гонки состоялся в местечке Примм (Primm), штат Невада. Довольно запутанный маршрут диной 211,8 километра пролегал по каменистой пустыне Мохаве.
По условиям соревнования, за два часа до старта команды получали CD с маршрутом, который должны были ввести в "мозги" автомобилей-роботов.
Заметим, знание маршрута для робота означало лишь понимание общего направления. Но вот тактику преодоления препятствий на пути – ям, скал, косогоров и прочего – машина должна была выбирать сама, без вмешательства людей.
Stanley меньше всего напоминает военный аппарат, но ближе всех подошёл к заветной цели Пентагона – автономным машинам на поле боя (фото Stanford Racing Team). |
Для того, чтобы машины могли ориентироваться на местности, их создатели применили самые разнообразные технологии – радары и лазерные сканеры, ультразвуковые локаторы и, конечно, видеокамеры, которые скармливали картинки дороги системам распознавания образов.
По правилам гонки, обещанный приз в $2 миллиона получал победитель, который не только преодолел бы маршрут быстрее соперников, но непременно уложился бы в 10 часов.
Трассу нельзя было назвать простой (фотографии с сайта grandchallenge.org). |
Второе и третье места заняли машины от одной команды Red Team из университета Карнеги-Меллона (CMU).
| ||
Закалённый прошлогодней неудачей Sandstorm оказался чуть-чуть быстрее своего более молодого собрата: их время составило 07:04:50 и 07:14:00.
7 часов 30 минут и 16 секунд ушло на преодоление маршрута у робота KAT-5 команды Gray Team.
Этот аппарат был создан под флагом и на деньги страховой компании Gray Insurance. Робота построили студенты из Луизианы, снабдив компьютером, камерами, системами управления и прочей электронной и механической начинкой внедорожник Ford Escape Hybrid.
Gray Team позирует у своей машины, после того, как она пересекла финишную ленточку четвёртой (фото AP Photo/Damian Dovarganes). |
Он был построен командой из американской корпорации Oshkosh Truck, специализирующейся на военных грузовиках, пожарных машинах и подобной спецтехнике. И он участвовал (неудачно, как и все тогда) в DARPA Grand Challenge 2004.
На этот раз неповоротливый (на вид) монстр с честью прошёл весь маршрут, но не уложился в 10 часов.
| ||
Это достойное достижение, учитывая, что ещё 18 "искусственных интеллектов" с преодолением пустыни не справились. Пара машин преодолела половину маршрута, остальные – намного-намного меньше.
Теперь несколько слов о победителе. Основа Stanley – это внедорожник Volkswagen Touareg с пятицилиндровым турбодизелем мощностью 174 лошадиные силы.
Его рулевое управление, тормозная система и педаль газа управлялись электромеханическими приводами, получавшими питание от мощного комплекта батарей.
Глазами робота были: пять лидаров, видеокамера и радар. Кроме того, он был оснащён компасом, несколькими датчиками, заменившими машине вестибулярный аппарат, и спутниковой навигацией с точностью определения координат в 20 сантиметров.
Ещё два претендента – машины от Indy Robot Racing Team и Team Jefferson (фото AP/Francis Specker). |
Может быть, среди прочих участников были машины и с более мощными процессорами, но, очевидно, именно Stanley оказался самым интеллектуальным.
Год назад провал гонки Grand Challenge заставил скептиков усомниться в возможностях современных технологий. Мол, самостоятельное движение автомобиля по пересечённой местности пока невозможно.
После того, как студенты из Стэнфорда несколько раз подбросили на руках своего лидера Себастиана Трана (Sebastian Thrun), руководитель команды сказал: "Мы достигли невозможного".
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru