Идея о том, что раненых с поля боя должны выносить роботы (чтобы не рисковать жизнями медперсонала), давно витала в воздухе, однако, эта простая мысль – из тех технических задач, которые на практике реализовать очень непросто. И всё же есть компания, которая смело взялась за решение данной проблемы.
К боевым роботам эта фирма пришла через медицину. Да, именно на компьютерных технологиях для медицинской отрасли (а также и для бизнеса) "съела собаку" американская компания Vecna Technologies.
Но, в общем, такое расширение деятельности не столь уж удивительно.
Героически вынести обездвиженного бойца из-под огня – чем не достойная цель для медсестрички? Только вот медсестра (или медбрат) XXI века, похоже, скоро будет заряжаться от сети 220 вольт, пить смертельно ядовитый метанол, а выжимать от груди она (он) будет все 227 килограммов.
Текущий проект робототехнического отделения Vecna называется "Поисковый и спасательный робот поля боя" (Battlefield Extraction and Retrieval Robot BEAR). На медведя он не похож, а смахивает на персонажей из ряда фантастических фильмов и мультиков, типа гусеничного "Джонни-5" из "Короткого замыкания".
Основные элементы BEAR (иллюстрация Vecna Robotics). |
Такой робот-трансформер упорно наводит на мысль о японском аниме, однако, наша история происходит в США и в реальности.
| ||
Тут нужно сказать, что BEAR, сегодня, это не только красивые рисунки, но и работающий прототип, машина так называемой "Фазы I", в которой, правда, пока нет самого впечатляющего – гусениц-ног. Но есть, зато, не менее интересная штука – шасси, заимствованное от самобалансирующегося скутера Segway решение, идентичное уже применявшемуся одной научной группой в схожих целях.
Благодаря "платформе-неваляшке" с кучей электроники и гироскопами, водружённой на два больших колеса, BEAR уже продемонстрировал способность подолгу сохранять равновесие и перевозить на двух руках "бойца" (в роли которого, правда, выступал манекен, экипированный по-военному).
BEAR первой фазы, на базе Segway, существует в нескольких вариантах. С разными колёсами и управлением как по проводу, так и по радио (кадры с сайта tatrc.org). |
Будущая "Фаза II" подразумевает дальнейшую замену низа машины на те самые "ноги-гусеницы". Начинка от Segway в таком варианте тоже пригодится. Она поможет роботу сохранять равновесие стоя, при ходьбе, наклонах и приседаниях и так далее.
Кроме того, по мере развития проекта, у робота будет появляться всё больше "мозгов". Сейчас это машина, которой полностью управляет по радио оператор-человек. Однако американские инженеры намерены постепенно придать BEAR всё больше и больше автономности.
Принадлежащий американской армии исследовательский центр по телемедицине и передовым технологиям (Telemedicine and Advanced Technology Research Center TATRC) выдал грант Vecna на развитие этого проекта.
Робот Z-0001 из японского мультика Roujin Z – один из прообразов современных машин, способных нести пациентов на руках, правда, он был малость крупнее реальных своих наследников (иллюстрации с сайта technovelgy.com). |
Не вполне ясен и источник энергии робота в его окончательном виде. Если это будут аккумуляторы – то насколько их хватит, и где их заряжать в боевых условиях? Если это, можно предположить, будут топливные элементы (например – на метаноле; новейшие модели здесь и здесь), то как будет организовано своевременное снабжение войск ещё одним видом расходных материалов?
BEAR должен заботиться не только о раненых на поле боя, но и о стариках, и о инвалидах – в повседневной жизни (иллюстрации Vecna Robotics). |
Между тем, авторы спасательного робота прочат ему не только военное будущее. Он вполне может переносить пациентов в госпиталях, пожилых людей в домах престарелых. Прямо как недавно показанный робот RI-MAN из Японии.
Японский RI-MAN пока также "тренируется на кошках", то есть на манекенах. Когда ему доверят живых людей – неизвестно (кадры с сайта bmc.riken.jp). |
Неизвестно, как будут в реальности обстоять дела с ловкостью и скоростью у BEAR, но его изначально более подвижное тело (с большим числом степеней свободы) и мощная гидравлика позволят в будущем использовать эту машину и как грузчика. Может, боеприпасов, а может – деталей на заводе.
Главное для BEAR – научиться ходить, а уж применение своей гидравлической силушке он найдёт.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru