Двигающихся манекенов как-то не принято считать роботами. Ну на что они способны? Циклические движения и всё, видали мы таких в витринах. Но есть у этих оживляемых кукол перед сложными роботами преимущество они очень похожи на людей.
Разумеется, не все, не все они копии живого человека.
Действительно похожих единицы, но какие среди них встречаются образцы! Чтобы быстрее понять, о чём речь, посмотрите этот видеоролик (Windows Media Player, 15 сек). Это Sarcosman от студии Sarcos.
Строители многофункциональных, будем говорить, настоящих роботов задачу достижения абсолютного сходства с человеком не ставят. За очень редким исключением. А тут роботы-не роботы, но ведь живые восковые фигуры! Такими вещами занимаются только специалисты-аниматроники.
Вообще-то, первоначальное намерение было такое: написать про роботов, использующихся для продвижения товаров и услуг промоушна, так сказать. Это же, вроде как, маркетинг будущего такой. "Technotainment", "Techno-Marketing" слова новые даже повыдумывали.
| ||
Продукцию этих компаний, механических кукол, бизнесмены покупают и арендуют для разного рода презентаций, рекламных и PR-кампаний, а также корпоративных праздников.
Мы писали, как подобных роботов в аналогичных целях используют экстремисты.
Стоит это недёшево, но по сравнению с арендой того же японского гуманоида Asimo более-менее сносно.
На самом деле, тема такая, что легко запутаться, сбиться с узкой тропинки. С одной стороны, поджимают разработчики серьёзных роботов, с другой описанный выше техномаркетинг, с третьей создатели спецэффектов.
Всё это смешивается, и выделить аниматронику, то есть кукол с человеческим лицом в нечто отдельное трудно, но всё же попытаемся. Для большей выразительности прибегнем к литературному наследию:
"Я шагнул вперёд, посмотрел на знакомое окно, и у меня вырвался возглас изумления. Штора была опущена, комната ярко освещена, и тень человека, сидевшего в кресле в глубине её, отчетливо выделялась на светлом фоне окна.
Таких роботов Корпорация Sally производит. |
Посадка головы, форма широких плеч, острые черты лица всё это не оставляло никаких сомнений. Голова была видна вполоборота и напоминала те черные силуэты, которые любили рисовать наши бабушки.
Это была точная копия Холмса. Я был так поражён, что невольно протянул руку, желая убедиться, действительно ли сам он стоит здесь, рядом со мной. Холмс трясся от беззвучного смеха.
| ||
Это просто невероятно! прошептал я.
Кажется, годы не убили мою изобретательность, а привычка не засушила её, сказал он, и я уловил в его голосе радость и гордость художника, любующегося своим творением. А ведь правда похож?
Я готов был бы поклясться, что это вы.
Честь выполнения принадлежит господину Менье из Гренобля. Он лепил эту фигуру несколько дней. Она сделана из воска. Всё остальное устроил я сам, когда заходил на Бейкер-стрит сегодня утром".
Узнали? Артур Конан Дойл, "Пустой дом". Процитируем-ка ещё немного:
"Я хотел, было, что-то сказать ему, как вдруг взгляд мой упал на освещённое окно, и я снова почувствовал изумление. Схватив Холмса за руку, я показал ему на окно.
Фигура шевельнулась! воскликнул я.
Байкер Харли стоит $2970. |
И действительно, теперь силуэт был обращен к нам уже не в профиль, а спиной. Как видно, годы не смягчили резкого характера Холмса, и он был всё так же нетерпелив, сталкиваясь с проявлениями ума, менее тонкого, чем его собственный.
Разумеется, она шевельнулась, сказал он. Неужели я такой уж безмозглый болван, Уотсон, чтобы посадить в комнате явное чучело и надеяться с его помощью провести самых хитрых мошенников, какие только существуют в Европе?
| ||
Напомним, что восковая фигура Холмса в итоге получила в лоб револьверную пулю из духового ружья. Это к вопросу, для чего могут понадобиться куклы, как две капли воды похожие на человека. Пусть и управляемые старушенцией.
Ещё хотелось бы обратить внимание вот, на что: антропоморфные роботы как раз те "ребята", которые могут сделать по-настоящему Страшно. Взять того же клоуна Рональда из "Макдональдс": он и так некоторым вселяет ужас, а если его оживить, то бригаде "скорой" придётся дежурить в "ресторане" круглосуточно.
Или вспомните леденящие душу рассказы смотрителей музеев восковых фигур о том, что куклы по ночам ходят, а утром их обнаруживают в других позах.
Так вот, возвращаемся к тем людям, которые занимаются разработкой антропоморфных гуманоидов. Этих специалистов мы уже начали называть аниматрониками.
Тот же самый мастер Ли, только сильно постаревший. Когда он станет ещё старше, YFX сделает для него тело. |
Хотя принято считать, что в своём отечестве истинных профессионалов в этом деле нет, в России над двигающимися куклами тоже кое-кто работает.
Например, в Томске на улице Котовского: "Аниматроник" это синтез кукольного театра, рекламы и высоких технологий. Куклы, сделанные в нашей фирме, это необычайно живые персонажи, которые могут удивлять, смешить и вызывать восхищение".
Однако в российском проекте всё-таки больше кукольного театра, чем точного копирования живого человека. Вот именно, что для витрины магазина куклы. Переходим к зарубежным созданиям.
Вернёмся к Sarcosman'у, видеоролик с участием которого мы предлагали посмотреть в начале статьи. Среди создателей этого действительно полноценного робота есть люди, проработавшие десятки лет на Диснея.
А производит Sarcos по большей части не антропоморфных роботов, а динозавров, ящериц, попугаев и даже бабочек. В основном для тематических парков. Свою основную задачу Sarcos формулирует так: "разработка специализированных систем специфического назначения".
Робот Sarcosman в разных ипостасях. |
О самом Sarcosman'е информации, прямо скажем, маловато. Выглядит да, потрясающе. Что с "кожей", что без. Известно, что этим гуманоидом человек может управлять дистанционно по принципу экзоскелета, то есть робот повторяет движения оператора, "наряженного" в датчики (танцевальное видео прилагается).
Есть и возможность программируемых автономных действий.
Создан Sarcosman был в 1995 году для презентации на автошоу компании Ford. С тех пор он считается роботом "специфического назначения" для развлечения, примером которого может являться театральное выступление из видеороликов. Кстати, здесь ещё несколько штук.
| ||
Мы же переходим к проекту Animatronic Human студии спецэффектов YFX.
Для калифорнийской YFX главное реализм: "Мы создаём реалистически выглядящих животных, существ и людей. Моделируем ходьбу, разговоры и дыхание".
Они преуспели с животными и сделали китайского дедушку мастера Ли (Master Lee).
Сначала была очень даже живая голова, потом сделали тело, следующий шаг ходьба. Информации опять-таки практически нет: немного тут, чуть-чуть здесь.
Видео где-то там. Да, тем же самым занимается корпорация Sally.
Что ж, теперь вскользь коснёмся компании Robot Country USA. Здесь делают анимированных бородатых ковбоев, индейцев и клоунов в натуральную величину. Есть и дядя Сэм. Об их предназначении и гадать нечего украшение бара, не более того.
Выглядят эти Human robot's, мягко говоря, не слишком реалистично, а их функциональные возможности очень скромные: движения головой и глазами плюс разговорная функция (до 9 сообщений). Стоят куклы сумасшедших денег около $3 тысяч.
И напоследок компания LifeFormations из Огайо. Эти господа готовы сделать любую анимированную куклу по заказу клиента: от ведьмы из Блэр до Эйнштейна. Натурализм на довольно высоком уровне.
Подведём итоги. Роботами с человеческим лицом во всём мире занимается не так уж много компаний. Некоторые из них, чего уж там, в реализме преуспели, затратив на проработку не один десяток лет.
| ||
Кто-то зарабатывает на спецэффектах, но оттуда роботов упорно вытесняет компьютерное моделирование, кто-то на рекламе, но уж больно это дорогое удовольствие (люди-то дешевле) с сомнительной эффективностью, а остаются механические существа для парков развлечений довольно узкая ниша. Всё.
Получается, что роботы, копирующие человека никому не нужны? Выходит, так.
И немалую роль в этом, скорее всего, играет тот факт, что именно очеловеченные роботы могут сильно напугать людей, и без того не привыкших видеть рядом с собой неживых партнёров.
Между прочим, о том, должен ли робот походить на человека время от времени робототехники горячо дискутируют на своих конференциях и выставках. К общему знаменателю, естественно, никто так и не пришёл, но те роботы, которых общественности представляют с завидной периодичностью, сами говорят о выборе строителей.
В массовом сознании робот должен быть похож на робота, в крайнем случае на животное или сказочное существо. Облик человека должен принадлежать только ему, иначе возникнет путаница. Вы с этим согласны?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru