Первый в мире частный космический корабль пристыкуется к Международной космической станции уже в 2009 году! "Когда его люк откроется, начнётся новая эпоха в области космической транспортировки", говорит миллионер Элон Маск (Elon Musk), владелец и основатель компании SpaceX, пытающейся сделать то, что раньше удавалось лишь государствам.
Может ли маленькая частная фирма самостоятельно создать ракету-носитель и пилотируемый космический корабль и запустить их на орбиту? Могут ли "любители" быстро пройти тот путь, который до сих пор совершили лишь космические агентства трёх стран, финансируемые государствами и объединявшие мощь множества крупных корпораций, НПО и НИИ?
Вспомним, триумф первого частного космоплана мы уже видели, но то был суборбитальный аппарат.
А вот в то, что частная космонавтика может совершить рывок к МКС уже года через полтора – верится с трудом. И всё же.
Один из ангаров SpaceX. Слева виднеется головной обтекатель одной из ракет-носителей компании, нацеленной, в числе прочего, и на коммерческие запуски спутников на различные орбиты, вплоть до геопереходной (фото SpaceX). |
18 декабря 2007 года американская компания SpaceX представила на суд NASA так называемый "Обзор системных требований" к своему космическому кораблю. Специалисты SpaceX обобщили всё, что уже удалось сделать по этому проекту, и показали компьютерные симуляции, в которых были просчитаны сближение частной капсулы с МКС и их стыковка.
Такой обзор был вовсе не прихотью SpaceX, а своего рода отчётом о потраченных деньгах.
Напомним, после 2010 года шаттлы уйдут на покой, а пилотируемые полёты на новейших Orion начнутся только в 2014-м. Однако это вовсе не значит, что в этот период на МКС космонавтов и астронавтов будут возить одни лишь "Союзы". NASA решило, что можно часть пирога по транспортировке грузов и людей на/с МКС доверить частникам.
Ранее компания SpaceX получила примерно четверть миллиарда от NASA на участие в программе "Коммерческой орбитальной транспортировки" (Commercial Orbital Transportation Services COTS). Как сказано в прес-релизе фирмы, NASA одобрило технический обзор, так что инженеры продолжают удерживаться в рамках графика программы COTS.
"От добра добра..." Общая компоновка и облик Dragon схож с космическими кораблями Apollo и Orion. Коническая обитаемая капсула дополнена негерметичным приборным отсеком цилиндрической формы, который отделяется перед спуском в атмосферу. Откидной обтекатель на вершине конуса скрывает стыковочный узел. Внизу: грузовой и пилотируемый вариант наполнения капсулы (иллюстрации и фото SpaceX). |
Тут нам пора подробнее познакомиться с частным космическим кораблём. Называется он "Дракон" (Dragon).
Внутри него имеется 14 кубометров герметичного жилого пространства, где могут быть размещены 2,5 тонны полезного груза в специальных стойках либо экипаж до 7 человек. Интересно, что спускаемый аппарат Dragon сможет возвращать с орбиты, например с МКС, груз той же массы, что и поднимать в космос.
"Толкать" этот аппарат наверх будет собственная же ракета-носитель компании под названием Falcon 9.
Falcon 9 в сборе с Dragon. Справа: первую ступень Falcon 9 поднимают на испытательный стенд. Тест первой ступени с запуском, правда, только одного её двигателя (иллюстрация и фотографии SpaceX). |
Мы уже упоминали её, когда подробно рассказывали о SpaceX, её первых успехах, её планах и целой линейке её ракет-носителей.
Вкратце: Falcon 9 двухступенчатая ракета. Длина её составляет 54,3 метра, а стартовая масса 325 тонн. В зависимости от точки старта, наклонения орбиты и других её параметров, она сможет поднимать в космос до 10,4 тонны полезной нагрузки.
В обеих ступенях тут используется одинаковое топливо и окислитель: керосин и жидкий кислород. Баки двух ступеней имеют одинаковую конструкцию, отличаясь лишь длиной. И даже двигатели у них одинаковые (это опять же разработка SpaceX под названием Merlin 1C), только на первой ступени их стоит девять, а на второй один. Всё это снижает стоимость изготовления ракеты.
А что дальше? Планы впечатляют.
Сближение и стыковка Dragon с МКС (иллюстрации SpaceX). |
Уже в третьем или в четвёртом квартале 2008 года космический корабль Dragon (без людей на борту) должен стартовать на вершине Falcon 9, выйдя на орбиту, отделиться от носителя, передать на Землю телеметрию, затем выполнить торможение и вход в атмосферу, в конце концов, посадочная капсула Dragon должна благополучно вернуться домой. На всё про всё должно уйти 5 часов.
А во втором квартале 2009-го должен состояться 5-дневный испытательный полёт Dragon с выполнением подхода близко к МКС.
Наконец, на третий квартал 2009 года намечен тестовый рейс Dragon (так же пустого) к МКС, с выполнением стыковки.
Причём Dragon должен автоматически выполнить приближение к станции на минимальное расстояние, а вот в самом конце пути корабль должна захватить "рука" МКС и аккуратно подвести к стыковочному узлу модуля Harmony (успешно подсоединённого к станции в октябре нынешнего года).
Если всё это удастся, можно будет подумать о запуске "Драконов" с экипажами.
Dragon должен садиться на воду, но его можно переоборудовать и для посадки на сушу. Справа: масштабная модель капсулы падает в бассейн (иллюстрация и фото SpaceX). |
Напомним, со временем грузовые и пассажирские рейсы к МКС будут выполнять сразу несколько совершенно новых типов кораблей из России, США, Евросоюза и Японии (о них мы рассказывали). SpaceX может оказаться сильным игроком на этом поле, если выполнит обещание держать расценки на свои запуски на очень низком уровне.
И тут нужно сказать, что у компании, кроме красивых картинок, есть практические достижения. Так, её лёгкая ракета-носитель Falcon 1 уже стартовала в космос дважды.
Макет теплового щита посадочной капсулы Dragon (иллюстрация и фото SpaceX). |
Увы, первый запуск в марте 2006-го окончился взрывом. А вот второй полёт в марте 2007 года оказался куда более успешным. Верхняя ступень Falcon 1 немного не дотянула до первой космической скорости (ракета разогналась до 5,1 километра в секунду), из-за проблемы с управлением полёт пришлось досрочно прервать.
| ||
Весной 2008 года Falcon 1 должна совершить 3-й тестовый полёт. Интересно, что двигатель первой ступени будет новый (Merlin 1C) – это усовершенствованный вариант того агрегата, что поднимал эту ракету в небо первые два раза (он назывался "просто" Merlin). В отличие от ранней версии, в которой сопло охлаждалось испарением специального покрытия, теперь применено жидкостное охлаждение камеры сгорания и сопла керосином. Это будет важный полёт, поскольку на "пассажирской" Falcon 9 будут стоять такие же двигатели.
Но 4-й полёт Falcon 1, который тоже намечен на первый квартал 2008-го, окажется ещё более показательным для всей программы. "Молодой и неопытной" частной ракете малазийцы доверили вывести на орбиту свой спутник RazakSAT массой около 200 килограммов.
Оба старта будут выполнены с тихоокеанского атолла Кваджалейн (Kwajalein), с которого Falcon 1 летала и ранее.
Однако для SpaceX Кваджалейн не единственное место, откуда компания будет запускать космические аппараты. На знаменитом мысе Канаверал в пользование SpaceX отдан стартовый комплекс SLC 40, приспособленный для запусков тяжёлой ракеты Falcon 9 и сверхтяжёлой Falcon 9 Heavy.
Именно из Флориды первый частный орбитальный корабль должен стартовать к МКС.
Интересно, что столь успешная межпланетная станция Cassini взлетала в космос именно с комплекса SLC 40. Будем считать это хорошим наследством для SpaceX.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru