В первом абзаце много слов "опять" и "снова": опять про летательный аппарат, снова про американскую военщину, опять про вертолёт, снова про беспилотных. Да, ещё снова о мутантах, ведь это ни что иное, как гибрид самолёта и вертолёта, который в июне-июле 2002 года впервые собирается взлететь.
Суть гибрида в том, что его ротор, а, проще говоря, пропеллер, может превращаться в крылья и обратно.
То есть, взлетает аппарат как вертолёт, после того, как высота набрана, ротор фиксируется в перпендикулярном корпусу положении, теперь винт это крылья, а аппарат становится самолётом.
Примечательно, что у нового аппарата ротор всего один пропеллер на хвосте убран за ненадобностью: он прибавляет веса и делает вертолёт более заметным для радаров.
| ||
Тем, кого называют US Navy и Marines, для разведывательных операций только этого и не хватало.
Если вдуматься, то придумать определение к новому аппарату не так-то просто: в нашем распоряжении "само", "верто" и "лёт", а соединять придётся все три иначе никак. Выходит, вариантов два: вертосамолёт и самовертолёт.
Первый вариант как-то благозвучнее, поэтому остановимся пока на нём. Впрочем, у вертосамолёта есть и своё родное название Canard Rotor/Wing (CRW).
Вот по такому принципу и летает Canard Rotor/Wing. Иллюстрация из журнала New Scientist. |
Возможно, кого-то в названии CRW смутит слово "Canard", которое чаще переводится, как "утка", ложный слух. В данном случае ничего утиного: "Canard" означает "самолёт с горизонтальной стабилизацией" (airplane with horizontal stabilizing and control surfaces in front of supporting surfaces). Кстати, есть у CRW название и попроще Dragonfly ("Стрекоза").
| ||
Обе стороны вложили в это дело по $12 миллионов. Так или иначе, в 2003 году этот проект должен быть завершён.
Предполагается, что CRW будут как пилотируемыми (на одного-двух человек), так и беспилотными UAV'ами.
Всем, кто интересуется техническими подробностями на английском, предлагаем почитать, что пишет сам "Боинг", что рассказывает DARPA, что думает по этому поводу сайт Fas.org, и что пишет американский журнал National Defense.
Принцип действия SiMiCon Rotor Craft. Иллюстрация из журнала New Scientist. |
Кстати, рассказывая о CRW, журнал New Scientist припоминает "Боингу" предыдущий вертосамолёт MV-22 Osprey, который дважды разбивался, погубив 12 человек. Нам же вспомнился аппарат, о котором писал всё тот же New Scientist. Этот беспилотный аппарат почти тёзка CRW он называется SRC (SiMiCon Rotor Craft).
SiMiCon это название норвежской компании-разработчика, чьё детище в форме диска (диаметр 4,5 метра) также можно назвать вертосамолётом, потому что летает оно и так, и эдак.
| ||
Когда лопасти не нужны, они складываются.
SiMiCon Rotor Craft успешно прошёл тоннельные испытания в Норвежском национальном университете технологии и науки в Трондхейме (Norway's National University for Technology and Science in Trondheim), но когда SRC будет востребован пока неясно.
Помимо военных шпионских миссий, норвежцы хотели бы, чтобы их аппарат послужил и гражданским: геологам, экологам, полицейским но до этого, как они говорят, ещё далеко: лет через пять после того, как первый серийный SRC поднимется в воздух.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru