Три с половиной десятка команд приняли дерзкий вызов, брошенный агентством передовых оборонных разработок Пентагона: первому, кто построит автономного робота, способного преодолеть расстояние от Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса за 10 часов, достанется миллион долларов.
О "Великом вызове" агентства DARPA Grand Challenge мы уже упоминали, когда рассказывали о машинах, способных ездить самостоятельно, без водителя. Теперь пришло время вникнуть в суть этого соревнования поглубже.
Есть у DARPA цель к 2015 году сделать треть всех боевых транспортных средств беспилотными. Больше других военные заинтересованы в наземной автономной технике.
Мозгов имеющихся подрядчиков, как оказалось, не хватает, вот и было решено использовать умственные способности, так сказать, со стороны.
Воззвание к народным творческим способностям подкрепили финансово выделили миллион. Гонка запланирована на 13 марта 2004 года. То есть, деньги и время есть, желающие тоже. Другое дело, что как выполнить условие "Вызова", большинство из них лишь смутно догадывается, поэтому и находится в стадии планирования и испытаний.
Автономная машина может выглядеть, по мнению тех же художников DARPA, и таким вот образом. Вроде как пример (иллюстрация darpa.mil). |
Нет чётких версий и у DARPA, ему абсолютно всё равно, лишь бы условия были выполнены. И правильно, иначе зачем обещать миллион. Тут же надо сказать, что некоторым миссия представляется невыполнимой. А полный список участников здесь. Кто-то из них делает машину специально для гонки, другие адаптируют уже имеющиеся наработки.
| ||
Кстати, альтруизм находит подтверждения и в цифрах. Тогда как большая часть команд старается держаться в рамках $100-тысячного бюджета, кое у кого затраты зашкаливают за $5-6 миллионов. Правда, и спонсоры к транжирам подтянулись не из бедных IBM и Northrop Grumman, к примеру.
Следующая веха после регистрации для участников наступит 14 октября 2003 года, когда они должны предоставить DARPA техническую документацию, раскрывающую проекты в деталях. Жюри определит, соответствуют ли планы правилам соревнования и выполнимы ли они технически. Весьма вероятно, что уже на этой стадии многие из соперников вылетят из гонки.
| ||
Хотя в агентстве быстро придумали первоначальные правила, их пришлось слегка изменить после обсуждения с зарегистрированными участниками. Ранее заявлялось, что транспортные средства не могут быть управляемы человеком.
Но один из претендентов спросил, подразумевается ли, что можно посадить за руль обезьянку. Новые же правила не допускают к управлению ни одно живое существо. Размеры и вес роботов организаторов гонки покамест не интересуют.
Нельзя ничего разрушать: ни дорожное покрытие, ни окружающую среду, запрещается и наносить ущерб транспортным средствам. Несмотря на то, что в итоге DARPA хочет получить боевые автономные машины, вступать в бой с чем и кем-либо в агентстве посчитали преждевременным. И правильно.
| ||
Планируется, что средняя скорость роботов будет около 40 км/час, а время от времени им будет предоставляться возможность ускориться до 80 км/час. Тем, разумеется, кто на такое способен. С другой стороны, придётся и останавливаться, и объезжать это значит обнаружение препятствия в реальном времени и оперативное преодоление его, непростая задачка.
Например, при движении со скоростью 18 метров в секунду машине, чтобы "Великий вызов" не завершился на дне оврага, нужно принять решение секунды за четыре, остановиться или замедлить движение.
Сложность ещё и в том, что навигационные системы GPS, которые можно свободно купить, работают с точностью в пределах метра, а сбившиеся с пути машины должны быстренько вернуться на заданный курс.
К тому же, GPS не является панацеей от ям, канав и камней, вот и загружают участники своих роботов датчиками, камерами, акселерометрами, радарами, бортовыми компьютерами для дополнительной навигации и тому подобным.
Посмотрим-посмотрим, что из всего этого выйдет. |
Хотя деньги для команд, как уже говорилось, не самоцель, миллион долларов на дороге не валяется. Наверное, поэтому, практически все не раскрывают деталей своих проектов. У многих и сайты пока находятся в стадии Under Construction. Тем не менее, будем ждать развития событий, и по возможности посвящать вас в детали, а значит – продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru