Из научной фантастики и прогнозов футуристов мы знаем, что движущиеся тротуары неизменный атрибут будущего. Они добавляют скорости энергичным пешеходам, а также везут уставших, больных и просто ленивых. Будущее вроде бы наступает, а движущиеся тротуары? Где они?
А движущиеся тротуары, по большей части, всё там же, где и были в книгах фантастов и прогнозах исследователей.
В научной (и не только) фантастике такие тротуары неизменно соседствуют с другими видами транспорта будущего и нереальными, на сегодняшний день, объектами. Именно фантасты продемонстрировали всю привлекательность тротуарной транспортировки.
Позволим себе несколько цитат, чтобы напомнить, что в этих движущихся тротуарах хорошего, и вообще, насколько это заманчивая идея. А она такая хотя бы потому, что движущиеся тротуары призваны не много ни мало, а вытеснить другие виды транспорта, в том числе и автомобиль.
Вот, к примеру, Гарри Гаррисон: "Больше часа они мотались по бегущим дорожкам и эскалаторам, тряслись в пневмокарах по монорельсовым дорогам и движущимся тротуарам, скользили с этажа на этаж в антигравитационных лифтах, пока, наконец, не добрались до комнаты № 62".
Опять же движущиеся, но не тротуары в центре зала международного аэропорта Гонконга |
А это братья Стругацкие: "Оглядевшись, я понял, что стою с машиной на ленте движущегося тротуара. Народ вокруг так и кишел самый разнообразный народ. В большинстве своём, правда, эти люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные, почти бесшумные механизмы".
Лари Нивен: "По другую сторону живой изгороди (действительно живой, зеленеющей сочными побегами) движущийся тротуар нёс в одну сторону непрерывный поток покупателей. Ещё дальше другая лента несла точно такой же поток в противоположном направлении. Мне казалось, будто движемся мы, а не они. Робот-официант с корпусом, напоминающим шахматную пешку, извлёк из своего торса ещё дымящиеся тарелки с перчёным мясом, аккуратно поставил их перед нами и скользнул прочь на воздушной подушке".
Но одно из самых подробных описаний движущегося тротуара мы встречаем у Герберта Уэллса в книге "Когда спящий проснётся", а это написано, извините, в 1899 году. Пятая глава так и называется "Движущиеся улицы": "Эта улица была около трёхсот футов ширины и двигалась сама, кроме средней своей части. В первое мгновение он недоумевал. Потом понял.
| ||
На ней мелькали сиденья и небольшие киоски, но они проносились с такой быстротой, что не было возможности их рассмотреть.
За ближайшей, самой быстрой платформой виднелся ряд других, двигавшихся также вправо. Каждая двигалась несколько медленнее предыдущей, что позволяло переходить с платформы на платформу, добираясь до неподвижного центра, через который люди шли на другую сторону. Там виднелась вторая серия подобных же платформ, у них тоже была различная скорость, но двигались они в обратном направлении".
Положим, со скоростью Уэллс явно перебрал, ну а двигаться улицы, по его мнению, начнут где-то в 2099 герой книги проспал летаргическим сном 200 лет. Кстати, описания движущихся тротуаров можно встретить и у Айзека Азимова, и Роберта Хайнлайна. А именно на эту книгу Уэллса ссылался академик Андрей Сахаров в своей книге "Мир через полвека", написанной в 1974 году. Фрагменты из неё можно найти здесь. В этой книге автор излагает "некоторые футурологические гипотезы, в основном научно-технического характера". Нетрудно догадаться, что речь идёт о 2024 годе или около того.
Академик Сахаров пишет: "В области семейно-индивидуального транспорта на смену автомобилю, по моим предположениям, придёт аккумуляторная повозка на шагающих "ногах", не нарушающих травяного покрова и не требующих асфальтовых дорог.
| ||
В ряде случаев, в особенности в городском транспорте, получит распространение погрузка и выгрузка на ходу с использованием специальных подвижных "промежуточных" устройств (движущиеся тротуары, подобные описанным в романе Герберта Уэллса "Когда спящий проснётся", разгрузочные вагоны на параллельных путях и т. п.)".
Кстати, с прогнозом относительно того, что произойдёт в предстоящие 30 лет в экономике, науке и технике в 70-х годах прошлого столетия выступили Х. Байнхауэр и Э. Шмакке в книге "Мир в 2000 году". И здесь движущиеся тротуары: "В городах будущего появятся целые районы, где никакого уличного движения не будет.
Для удобства жителей предполагается создать в подобных местах движущиеся тротуары, которые будут в состоянии за один час перевозить до 30 тысяч пешеходов со скоростью 15 километров в час. Широкое применение движущихся тротуаров вынудит городских жителей отказаться от использования индивидуальных автомобилей в черте города".
"И что же, спросят одни, движущихся тротуаров нам ждать 20-100 лет?" "Да ладно, скажут другие, такие тротуары уже есть, в том числе и в Москве". Давайте посмотрим, где они есть. Если строго придерживаться значения слова "тротуар" пешеходная дорожка, расположенная по обеим сторонам улицы и приподнятая над её проезжей частью то, скорее всего, мы приходим к выводу, что движущихся тротуаров нет нигде.
| ||
Может быть, может быть, мы плохо искали, и где-нибудь в солнечном городе (в Лас-Вегасе, например) тротуары и впрямь движутся, но где? Да, если возьмётесь искать самостоятельно, будьте готовы к неоднократным встречам с рок-группами "Движущиеся тротуары" и "Moving Sidewalks" соответственно.
Кстати, движущиеся тротуары попали в составленный Scientific American список "13 видов транспорта, которые не пошли никуда". В этом списке с тротуарами соседствуют летающий и атомный автомобили, ракетный ранец и тому подобное. Причина всего одна: движущиеся тротуары это очень и очень дорого.
Зато удалось найти один интересный проект образца 1920 года. Компания Beeler Organization предложила своё решение транспортно-пешеходной проблемы в Атланте.
Проект подземных движущихся тротуаров компании Beeler Organization |
Движущиеся тротуары предлагалось сделать под землёй, построив два участка по 600 метров. Три конвейерные ленты двигались бы параллельно с разными скоростями: 3, 6 и 9 километров в час. Самая быстрая лента была бы оснащена сиденьями. Разработчики даже подсчитали, что строительство обойдётся в $7,5 миллионов. Над проектом посмеялись и продолжили строить метро.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru